Таможне не обидно за державу
По официальным данным, только за прошлый год через порты Хабаровского и Приморского краёв "уплыло" за кордон, в основном в Японию, более миллиона кубометров "левой" древесины.
Главного инспектора Де-Кастринского таможенного поста в Комсомольске-на-Амуре доставили под конвоем. Жёсткая мера пресечения была вынужденной: на начальном этапе следствия по месту жительства чиновница от таможни на все вопросы отвечала короткими фразами: "не помню", "не знаю".
А потом, выстроив редут из трех адвокатов, вообще перестала реагировать на вызовы в транспортную прокуратуру. И только после помещения в камеру СИЗО следователям наконец-то удалось провести допрос и приобщить показания к "откровениям" начальника таможенного поста. Скоро дело по обвинению в контрабандном перемещении леса за рубеж будет передано в суд. Впервые за много лет транспортной прокуратуре удастся рядом с лесопромышленниками усадить на скамью подсудимых двух оборотней в погонах таможенной службы.
До этого все попытки следователей привлечь к уголовной ответственности таможенных чинов были тщетными. Создалось впечатление, что они для правоохранительных органов неприкасаемы. Вот и подельников по Де-Кастринскому посту удалось отстранить от исполнения обязанностей, то есть крышевания теневых экспортеров, только тогда, когда ущерб от их деяний приблизился к 150 миллионам рублей.
В районе бухты Де-Кастри, на северном побережье Татарского пролива, все лесовозные дороги ведут в порт. Потому вся качественная древесина - большими и малыми фирмами, возникшими на базе обанкротившегося местного леспромхоза и расположенными в бассейне Амура Тахтинским и Мариинским ЛПХ вывозится полмиллиона кубометров в год - идет на экспорт. И проследить за потоком лесоматериалов по всей цепочке "деляна - экспортер - покупатель" здесь гораздо легче: в отличие от южных районов края не нужно по пути перевозки хлыстов ставить милицейские посты и снаряжать патрули.
- Контроль за экспортом леса организовать не так уж сложно, - считает следователь УФСБ по Хабаровскому краю Андрей Кочетков. - Заслон контрабандистам может и должна поставить таможня.
И поставила бы, несмотря на ведомственный спор между эфэсбэшниками, убэповцами и таможенниками, которые никак не придут к одному выводу: кто же должен проверять подлинность счетов-фактур. По логике вещей главный документ должны проверять на таможне, в случае надобности ставить в известность сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями, а те уже информировать УФСБ. Но таможня отвечает, как говорится, открытым текстом: вам надо, вы и проверяйте! И складываются в папки счета-фактуры - подлинные и "липовые".
Потому и пришлось не один месяц следственной группе во главе с Денисом Дыриным распутывать "мертвые" узлы круговой поруки чиновников и бизнесменов. Уловки и многоходовые комбинации уместились на 300 страницах обвинительного заключения. И не усыпить бы фальсификаторам бдительность сотрудников таможенного поста, если б среди них не было своих людей. "Зеленую улицу" контрабандной древесине давали две работницы отдела сбыта одной из припортовых фирм, ставящие на поддельных декларациях поддельные печати и подписи, а должностные лица таможенного поста "не замечали" эти подделки. Зрение отказывало им 42 раза за год! Оборотни в погонах получали свои комиссионные, а предприниматель в уютном хабаровском офисе подсчитывал прибыль.
По официальным данным, только за прошлый год через порты Хабаровского и Приморского краев "уплыло" за кордон, в основном в Японию, более миллиона кубометров "левой" древесины. А есть еще один поток - через сухопутную границу в Китай. Здесь еще в больших масштабах, чем в северных районах края, действует цепочка "черная деляна - черный экспортер - покупатель".
С "черных" делян, где орудуют заготовительные бригады и солидных фирм-арендаторов, и фирм-однодневок, древесина вывозится преимущественно в темное время суток. Автопоезда, груженные древесиной ценных пород, порой идут беспрепятственно через милицейские кордоны: сопровождают их не только "братки", но и сотрудники милиции. На юге края имеется разветвленная сеть лесовозных дорог, проходят две автострады. Все браконьерские тропы перекрыть невозможно. Но опять же "левая" древесина разрешенных и запрещенных к рубке пород никак не минует таможенные посты, где при желании можно перед контрабандным грузом опустить шлагбаум. Но такое по инициативе таможенников случается крайне редко. Да и то тогда, когда подключатся сотрудники УФСБ или УБЭП по Хабаровскому краю.
Проверили в прошлом году эфэсбэшники счета-фактуры, предоставленные одной предпринимательницей. И из 150 платежных документов 103 оказались "липовыми". Не печати лесхозов, как положено по закону, на них стояли, а совершенно сторонних организаций. А вместо подписей директоров и главных бухгалтеров этих хозяйств, образцы которых имеются на таможенном посту, стояли непонятные закорючки. С помощью почерковедческой экспертизы следствие выяснило, что за ответственных лиц расписывались друзья и знакомые бизнесменши. Ущерб, причиненный государству только одной фирмой, составил 50 миллионов рублей. А каков реальный урон наносится лесному фонду, а значит, и государству, вряд ли возможно подсчитать. Ведь помимо 150 арендаторов на лесосеках орудуют фирмы-однодневки, сбывающие свою "левую" древесину перекупщикам.
И с предпринимателя, и с перекупщика на таможне взятки гладки: по существующему законодательству декларант не несет ответственности за подделку документов, если он заведомо не знал о фальсификации. А кто же в этом признается?
Доступная расчетная лесосека в Хабаровском крае составляет 16,5 миллиона кубометров. Вырубается, по официальным данным, не более половины. Впрочем, сведения об объемах экспорта лесоматериалов, имеющиеся у российских контролирующих органов, не сходятся, скажем, с японскими. Мимо государственной казны проходят миллионы кубометров древесины. И хоть в последние четыре года цена на наш лес снизилась в пять раз, контрабанда "кругляком" все еще приносит огромную прибыль теневым дельцам. И сопредельным странам. Скажем, таможенное управление двух северных островов Страны восходящего солнца ввело для своих сотрудников курс изучения русского языка: поток грузов из России, а это в основном лес и рыба, за пять лет вырос в 10 раз. И продолжает расти. Причем темпы роста "левого" экспорта превышают официальный на порядок.
Законодательная дума Хабаровского края по инициативе депутата Ивана Федорова делала попытки внесения изменений в существующие краевой и федеральный Лесные кодексы. Но касались они в основном разграничения полномочий в вопросе воспроизводства лесов. Но проблемы охраны "зеленого золота" тоже требуют своего решения. И не в последнюю очередь нужно обратить внимание на роль таможни, как оказалось, самого слабого звена в этой системе.
Парламентская газета 03.03.05