Таможня освобождается от мелких контролеров
Премьер Виктор Зубков обратился к Госдуме с предложением принять поправки к Таможенному, Налоговому кодексам и некоторым другим действующим законам страны. Эти новеллы закрепят переход Федеральной таможенной службы (ФТС) из подчинения министерству экономического развития и торговли под контроль правительству. То есть статус ФТС становится более высоким, что соответствует уровню влияния ее шефа Андрея Бельянинова.
Забавно, правда, что указ президента, отнимающий ФТС у МЭРТа, был подписан еще в мае 2006 года. И таможня вроде бы стала более самостоятельной, но на самом деле ни в одном из законов это отражено не было. И тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков ничего поделать не смог. Как утверждают эксперты, из-за того, что глава МЭРТа Герман Греф отдавать таможню отказывался. Впрочем, и следующему премьеру Виктору Зубкову, рядом с которым Грефа уже не было, для внесения в Госдуму законодательных предложений, следующих из указа президента, тоже понадобилось более полугода. На сей раз мешал уже глава Минфина Алексей Кудрин.
Чем заполняется бюджет
На первый взгляд, весь смысл законопроекта в замене аббревиатур – МЭРТ на ФТС. На самом деле практика показывает, что так называемые «технические» законопроекты и являются наиболее серьезными. Что же касается российской таможни, то не стоит забывать, что федеральный бюджет заполняется ее усилиями более чем наполовину. И это при известной высокой «корруптоемкости» данной сферы.
Если бы не таможня, то налоговые сборы, идущие в госказну, уже давно выглядели бы жалкими копейками по сравнению с гигантскими объемами пошлин от сырьевого экспорта и всеобъемлющего импорта. Так что борьба за влияние на таможню не могла не быть жесткой и суровой.
Зачем подписал
Но вот один любопытный вопрос – зачем Путин подписал почти два года назад свой таможенный указ? Может быть, он так любил Фрадкова, что решил именно ему подарить этот лакомый кусок? Возможно, но получается, что после Фрадкова, который заполучить его так и не сумел, президент не менее сильно полюбил и Зубкова, потому что указа-то своего он не отменил. Или, быть может, Путина так сильно заботит будущее Бельянинова, что он не просто перебрасывает его с одного хорошего места на другое, но и постоянно улучшает условия его работы.
Прекратил борьбу
Скорее всего все дело в том, что сам Путин в ближайшее время планирует занять премьерское кресло. А потому он волевым образом прекратил бесконечную борьбу за таможню. Интересно, что и один из бывших руководителей этого ведомства, который сейчас не хочет, чтобы об этой странице его биографии вообще кто-либо вспоминал, тем не менее констатировал: время сражений политико-финансовых кланов за контроль над таможенными потоками закончилось, на таможню приходит настоящий хозяин.
Московский корреспондент moscor.ru 28.02.08