06.08.07

Тарифное регулирование остается фактором риска

Широкому использованию контейнеров во внутрироссийских перевозках мешают неразвитая инфраструктура и невозможность получить комплексное логистическое решение у операторов рынка. Но даже в этих условиях контейнеры позволяют экономить на погрузочно-разгрузочных работах, считает председатель совета директоров ООО «Партнер Логистик» Александр Северилов.

– Кто и какие грузы возит в контейнерах внутри страны?

– Главным образом услуга контейнерных перевозок востребована у тех компаний, которые желают оптимизировать часть затрат, связанных с транспортной логистикой.

Во-первых, это компании, которые осуществляют мультимодальные перевозки с использованием разных видов транспорта. Данные компании сталкиваются с проблемой перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой. Использование контейнеров позволяет удешевить стоимость погрузочно-разгрузочных работ. Перегрузка контейнеров с одного вида транспорта на другой обходится дешевле, чем погрузка-выгрузка товаров, например, с корабля в железнодорожные вагоны, а затем в автофуры.

Во-вторых, востребованы контейнеры могут быть компаниями, которые предъявляют повышенные требования к сохранности груза, в частности его защите от воровства и порчи. Если называть конкретные грузы, то в первую очередь это электроника, бытовая техника, некоторые подакцизные товары. То есть товары с повышенной склонностью к повреждениям и потому особенно требовательными к технологии хранения.

Впрочем, от необходимости тщательно упаковывать груз использование контейнеров не избавляет. Контейнер сделан из металла, и при изменении температуры внутри него образуется конденсат. И плохо упакованные предметы могут в нем просто отсыреть.

– Почему иногда компаниями при выборе способа перемещения груза предпочтение отдается почтово-багажным вагонам, а не контейнерам?

– Решающее значение здесь имеет стоимость перевозок. То, что может уместиться в одном почтово-багажном вагоне, потребует нескольких контейнеров. Цена, соответственно, окажется выше. Поэтому зачастую перевозить в контейнерах товары с низкой удельной стоимостью оказывается неоправданно дорого.

– Как сильно на экономике использования контейнеров сказывается неразвитость специализированной инфраструктуры?

– Существует проблема недостаточного количества контейнерных площадок. Часть из действующих площадок неудобно расположена с точки зрения доставки контейнеров, на ряде площадок погрузочно-разгрузочное оборудование физически и морально устарело, что затрудняет эффективную обработку поступающих контейнеров.

– Можно ли утверждать, что ликвидация дефицита контейнерных площадок и специализированного погрузочного оборудования автоматически приведет к резкому росту использования контейнеров в отечественной экономике?

– Помимо отмеченных инфраструктурных проблем существует еще одна проблема. Далеко не всегда на контейнерных площадках клиентам может быть представлено комплексное логистическое решение, включающее логистический консалтинг, таможенное оформление, последующую транспортировку грузов другими видами транспорта и организацию складского хранения.

Соответственно, если будет значительно расширен спектр предоставляемых услуг, а количество площадок и инфраструктура на них будет полностью соответствовать потребностям рынка, это приведет к повышению спроса на контейнерные перевозки.

– Можно ли сравнить ситуацию с использованием контейнеров на железных дорогах России, например, с Европой?

– Европа не располагает такими протяженными участками, как Россия. Считается, что железнодорожные перевозки становятся рентабельнее автомобильных, когда отдаленность точки доставки превышает 2 тыс. км. Понятно, что в Европе число таких перевозок очень ограничено.

Поэтому сравнивать Россию с Европой в части контейнерных перевозок некорректно. О сравнимых расстояниях можно говорить, например, при перевозках из Китая в Европу или при некоторых внутрироссийских перевозках.

«Гудок» 06.08.2007