29.01.10

Терминал для севера и юга

Новгородская и Астраханская области, подписавшие в начале декабря прошлого года договор об экономическом сотрудничестве, разрабатывают проект создания в Великом Новгороде рефрижераторных терминалов. Они будут использоваться для перевалки скоропортящихся грузов, в основном сельхозпродукции, из Астрахани и сопредельных с ней регионов на северо-запад России. В обратном направлении новгородцы могут отправлять стройматериалы и минудобрения.

Как заявил на этой неделе губернатор Новгородской области Сергей Митин, проект будет реализован на средства Россельхозбанка – тот уже согласился открыть инвестору кредитную линию объемом до 1 млрд рублей. Предполагается, что крупный терминал-холодильник появится в Великом Новгороде, а несколько складов будут построены в муниципальных районах. Пока, правда, инвестор не найден. Однако, по мнению Митина, поскольку грузопоток в астраханском направлении более-менее сформирован, потенциальными инвесторами логистического рефрижераторного терминала, возможно, станут лесопромышленные предприятия Новгородчины или даже крупнейший в России производитель минеральных удобрений – холдинг «Акрон».

Доставляться грузы с юга на север будут по воде. Возрождение потенциала реки Волхов, которая исторически активно использовалась для перевозки товаров (еще в 1990−е годы по ней доставлялось свыше 5 млн тонн грузов в год, однако к 2008 году грузопоток упал до 1,2 млн тонн), новгородские власти рассчитывают провести с помощью астраханцев. Сотрудничество с которыми прежде всего позволит сформировать грузопоток. Астрахань и сопредельные южные регионы отправят по Волге суда рефрижераторного типа, которые строятся на астраханских верфях, с овощными и бахчевыми культурами, рыбой и другой снедью. Ведь, когда в Великом Новгороде только начинается навигация, Астрахань уже предлагает первый урожай раннего картофеля и клубники. В обратном направлении грузопоток наполнят лес, фанера, пиломатериалы, минеральные удобрения и другие дефицитные на юге товары. Для астраханских властей сотрудничество с Новгородом выгодно как мощный рывок в сбыте продукции сельского хозяйства, так как выдержать конкуренцию с более благополучными и такими традиционно сельхозориентированными регионами, как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, им нелегко. Гарантированный сбыт и выход на рынок северных областей для астраханцев станет настоящим прорывом. Для новгородцев же прямые поставки сельхозпродукции из ЮФО значительно снизят накладные расходы по логистике и решат проблему конкуренции с более дешевыми товарами из стран Евросоюза.

«Региональная власть, как известно, поставила задачу: вернуть в хозяйственное использование водный транспорт, и целенаправленно движется в этом направлении… Водная артерия региона способна повысить конкурентоспособность новгородских товаров. К тому же в восстановлении водного пути, по мнению ученых, можно обойтись без затратных дноуглубительных работ, регулируя уровень воды по согласованию с ТГК-1 на Волховской ГЭС», – рассказывает советник губернатора Новгородской области, руководитель рабочей группы по реализации проекта Игорь Тарасов. Действительно, для восстановления пассажирских перевозок, к примеру, уже сделано немало: первый двухпалубный круизный лайнер «Николай Славянов» из Москвы причалил на Волхове в конце августа прошлого года, в нынешнем году на все время навигации маршрут будет постоянным. Теперь власти взялись за грузовой потенциал реки, ведь по ней, по экспертным оценкам, можно перевозить до 7 млн тонн грузов ежегодно.

Эксперт; 29.01.10