14.03.05

Топливо - путь к конкурентоспособности перевозчиков

Проблема приобретения доступного по цене качественного моторного топлива в последнее время стала для российских международных перевозчиков особо актуальной. Серьезную озабоченность вызывает также стремительный рост цен на горючее, особенно используемое коммерческим транспортом дизельное топливо.

Устойчивый рост российской экономики и интеграция в европейское и мировое сообщество диктуют новые правила и требуют от российских международных автомобильных перевозчиков соответствия самым высоким профессиональным стандартам. Во всем мире заботятся об охране окружающей среды, вырабатываются новые стандарты для подвижного состава и топлива. Уже в 2005 году в Европе вводятся новые экологические нормы Euro 4, а в 2009 году - еще более жесткие стандарты Euro 5. Конвенция о дорожном движении, участниками которой являются около 50 стран и Российская Федерация в том числе, обязывает автоперевозчиков с 1 января 2005 года приобретать только новые грузовые автомобили и автобусы, которые удовлетворяют требованиям Euro 4 (а с 1 января 2008 г. - Euro 5).

К сожалению, сегодняшний уровень российских стандартов и требований к качеству дизельного топлива, реализуемого в России, не позволяют использовать современный экологически чистый транспорт. Несмотря на обязательства России по результатам прошедшего в апреле 2003 года в Брюсселе совещания Европейской Комиссии Министров Транспорта (ЕКМТ) по созданию на территории РФ сети заправочных станций для реализации дизельного топлива, отвечающего современным международным стандартам, такая сеть не создана. Россия отстает по качеству реализуемого дизельного топлива минимум на 5 лет.

Есть еще один немаловажный аспект этой проблемы. Российские международные перевозчики долгие годы балансировали на грани выживания, в условиях жесткой конкурентной борьбы отвоевывая свой кусок хлеба у зарубежных коллег. В последнее время АСМАП удалось добиться создания благоприятного климата для развития международных автоперевозок, перевозчики получили возможность обновления подвижного состава, приобретая новые современные автомобили, соответствующие европейским экологическим нормам.

Очевидно, что современный подвижной состав требует использования доступного по цене качественного моторного топлива и других горюче-смазочных материалов, соответствующих международным требованиям качества. Тем не менее российские нефтеперерабатывающие заводы сегодня не в состоянии обеспечить потребности перевозчиков в высококачественном топливе в полной мере, а их переоборудование требует существенных инвестиций, а значит, евросолярка будет недешевой.

Следует учитывать, что повышение цен на топливо неизбежно влечет за собой повышение тарифов на перевозки.

Международные перевозчики буквально находятся на грани остановки из-за отсутствия гарантированно качественного топлива и к тому же столкнулись с проблемой беспрецедентного и необоснованного повышения цен на дизельный суррогат, который предлагается заправочными станциями.

Затраты на топливо являются основными (более 35%) в структуре эксплуатационных расходов российских международных автоперевозчиков. Увеличение расходов транспортных предприятий неизбежно приводит к росту транспортной составляющей в цене товаров и услуг, удорожанию сырья и оборудования для промышленного производства и влечет за собой новый виток инфляции. Таким образом, подорожание топлива в итоге бьет по карману конечного потребителя.

По данным проведенного АСМАП опроса, высокой стоимостью топлива обеспокоены 36% перевозчиков, а низкое качество солярки вызывает тревогу у 40% респондентов.

Вестник коммерческого транспорта