02.02.09

Товара нет

Объемы работы на рынке логистики продолжают падать. Чтобы выжить, операторы замораживают проекты, снижают тарифы и готовятся к укрупнению

К концу 2008 года в Свердловской области закончили разработку концепции развития транспортно­логистической системы на 2008 — 2015 годы. Планы самые оптимистичные: ожидается, что за этот срок в регионе будут построены 1,5 млн кв. метров складов в дополнение к 800 тысячам уже имеющихся. Подобные темпы соответствуют докризисному уровню: к примеру, в 2004 году в Екатеринбурге было порядка 70 тыс. кв. метров лучших складских площадей классов А и В, к концу 2008 года — уже около 500 тыс. квадратов. Аналогичная картина по ценам: тарифы на аренду площадей в последние несколько лет стабильно росли на 8 — 10% в год. Как отмечали многие арендаторы, иногда из­за дефицита качественных складских площадей арендные ставки на Урале превышали европейские на 25 — 30%.

Экономический кризис внес свои коррективы. Как отмечают участники рынка, объемы заказов, перевозок и наполняемость складов снижаются. По словам генерального директора холдинга STS Logistics (Москва, имеет представительство в Екатеринбурге) Сергея Фалина, с ноября логистические компании почувствовали падение объемов работы и в центре, и в регионах. По оценкам директора по развитию логистики AVS Logistic (Екатеринбург) Валерия Титчука, к началу 2009 года показатели упали в среднем на 20 — 25%. Меняются и предпочтения клиентов: все большая их часть выбирает более дешевые склады класса С и D.

По подсчетам участников рынка, перевозки только по железной дороге сократились по сравнению с октябрем на 25 — 30%. Руководитель ЗАО «Урал­Контейнер» Сергей Шавзис: «Падение объемов в сегменте контейнерной перевозки достигает 30% с учетом всех видов услуг — перевозки груженых и порожних контейнеров, депо». Наиболее сильное падение (до 35%) — в сегменте транспортировки оборудования, особенно для строительной индустрии. Пока сохраняют объемы заказов (а по некоторым позициям и увеличивают) предприятия пищевой промышленности и производители товаров первой необхо­димости. Объемы перевозок потребительских товаров длительного пользования (к примеру, бытовой техники) падают.

Все замерло

Поскольку клиенты (в первую очередь оптовая и розничная торговля) в новых условиях ищут любую возможность для экономии, многие из них стараются перейти к более дешевым логистическим операторам. Чаще всего — к более мелким. Это обостряет конкуренцию между крупными и небольшими компаниями и приводит к сдвигам в составе клиентов. Крупные компании, оперирующие складами класса А, постепенно теряют заказчиков в лице крупных международных торговых компаний. Промышленные предприятия, как отмечают участники рынка, вообще практически перестали пользоваться услугами складов. «Девелоперам складов, работающим с промышленными компаниями, приходится искать новые пути для выживания, — отмечает Валерий Титчук. — Поэтому они заинтересованы в привлечении более­менее стабильного среднего бизнеса. Аналогичная ситуация с мелкими девелоперами: многие просто ушли с рынка. В связи с этим небольшие арендодатели переориентировали интересы на среднего клиента».

Снижение спроса привело к тому, что в городах­миллионниках Урала практически исчезли проблемы со складами класса А (еще полгода назад многие констатировали их дефицит). Сейчас большая часть проектов строительства таких складов заморожена минимум на год. «Многие клиенты, которые хотели бы взять площади класса А в регионах, пока откладывают решение, — говорит Сергей Фалин. — В связи с этим и нам пришлось приостановить региональные проекты». По словам Валерия Титчука, в Екатеринбурге представлен только один комплекс этого класса, и он полностью удовлетворяет потребности рынка. Еще тренд — операторы начали работать в субаренде и сдавать небольшие площади на более короткий срок. Так, если раньше чаще всего сдавались склады площадью 5 — 10 тыс. кв. метров на срок 3 — 5 лет, то сейчас площади уменьшились до 2 — 3 тыс. квадратов, а срок — до года.

Еще одно следствие падения спроса — снижение тарифов на обслуживание перевозок и складирование. Так, еще осенью компания «Евразия Логистик» (Москва, управляет логистическим комплексом в Свердловской области) на 18% снизила базовые ставки первого года аренды. Впрочем, одновременно компания увеличила размер ежегодной индексации с 4 — 6 до 12% в год, что соответствует уровню инфляции. Но в конечном счете средние ставки на рынке Свердловской области упали с 100 — 110 до 82 — 90 евро за квадрат. Правда, в основном это касается качественных площадей классов А и В: спрос на классы C и D, по словам участников рынка, стабилен.

Сходная картина по тарифам на перевозки грузов. Сергей Шавзис: «В условиях кризиса тарифы будут в лучшем случае заморожены, в худшем появятся тенденции роста путем удорожания вторичной услуги: платы за подачу и уборку вагонов, оформление документов, планирование. Однако по социально значимым грузам, скажем, углю для тепловых станций, возможно снижение тарифов под нажимом властей страны». По оценкам председателя совета директоров транспортной компании «Лорри» Андрея Гостяева, тарифы на автомобильные перевозки в 2009 году снизятся на 10 — 25%.

Игра по­крупному

Как отмечают участники рынка, пока все свидетельствует о том, что и предложение, и спрос в ближайшие несколько месяцев будут падать. Конкретные объемы никто прогнозировать не берется — они будут зависеть от длительности и глубины кризиса. Впрочем, кое­что ясно уже сейчас: до апреля из стагнации выйти вряд ли удастся. Основные надежды логистические компании связывают с концом весны — началом лета: вполне возможно, что новый всплеск деловой активности повлечет за собой и рост объемов заказов. Если это действительно произойдет, то операторы смогут восполнить нынешние убытки.

А пока им приходится искать новые возможности для снижения издержек или расширения рынков сбыта. «Пришлось провести небольшие сокращения: ушли люди, которые дублировали какие­либо функции или выполняли их неэффективно, — отмечает Сергей Фалин. — При этом сейчас на рынке можно найти логистов хорошей квалификации за умеренные деньги, а еще год назад этот рынок был так перегрет, что мы получали людей средней квалификации с завышенными запросами. Но в настоящий момент особое внимание мы уделяем расширению штата отдела продаж».

Игроки единодушно отмечают: в условиях кризиса наиболее устойчивыми будут компании, предлагающие клиенту не один вид перевозок, а весь комплекс работ «под ключ». Логистическая компания должна разрабатывать цепочку услуг — к примеру, от получения груза в точке А за границей до его доставки в точку Б в России. Для этого нужны мультимодальные перевозки, таможенное оформление, обработка груза на складе, дистрибуция по России. Еще один немаловажный фактор — ИТ­решения, которые в идеале должны сопрягаться с решениями клиентов. «Выживут компании, у которых логистический бизнес максимально диверсифицирован, — говорит Сергей Фалин. — Поэтому компании начнут укрупняться или объединяться — эти процессы станут залогом стабильности рынка». Екатеринбургская AVS Logistic, к примеру, решила сделать ставку на географическую экспансию: в наступившем году на базе сети таможенного брокера «С.В.Т.С. Групп» оператор откроет несколько филиалов в городах вне Уральского региона.

В результате крупным игрокам приходится определить для себя наиболее интересные и перспективные площадки и проекты, отказавшись от остальных — бумажных и малорентабельных. Кроме того, удорожание денег не только приостановило разработку и возведение многих объектов, но и увеличило срок окупаемости уже строящихся. По свидетельству игроков, становится проблемой и сдача готовых площадей в аренду. Особенно жестко ситуация отражается на небольших компаниях: в 2009 году многие из них будут поглощены либо покинут рынок. Этим обстоятельством воспользуются крупные операторы, которые расширят свою долю.

Эксперт-Урал; 02.02.09