21.05.12

«ТрансКонтейнер» столкнулся с Таможенным союзом

РЖД предложили создать нового логистического оператора для реализации транзитного потенциала стран Таможенного союза — России, Белоруссии и Казахстана. Российская монополия готова внести в капитал оператора свою долю в «ТрансКонтейнере»

РЖД против приватизации пакета 50%+1 акция «ТрансКонтейнера». Об этом со ссылкой на источник в железнодорожной отрасли сообщают информационные агентства. «Это нанесет колоссальный ущерб международным приоритетам российской политики — если мы говорим о создании нового транспортного коридора Китай–Казахстан–Россия и дальше в Европу через Белоруссию», — заявил источник.

По его словам, РЖД хотели бы передать свою долю в «ТрансКонтейнере» в капитал объединенного логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана. Участие российской госкомпании в проекте существенно повысило бы ее вес в глазах зарубежных партнеров. «Вырученные от продажи несколько миллиардов рублей не компенсируют «возможную утрату этой инициативы», — резюмировал он.

«ТрансКонтейнер» — крупнейший российский оператор контейнерных перевозок. Контрольный пакет акций компании принадлежит РЖД, 21,1% — группе FESCO.

Парк компании насчитывает 23,7 тысячи железнодорожных платформ, в активе компании 46 контейнерных терминалов на территории России, 17 терминалов в Казахстане и 1 терминал на границе Словакии с Украиной. По итогам 2011 года объем перевозок контейнеров по железной дороге составил 1,362 млн TEU. Годовая выручка — 22,8 млрд рублей, чистая прибыль — 3,8 млрд рублей.

Один из менеджеров транспортной монополии подтвердил BFM.ru наличие подобных планов. «Есть понимание того, что такой проект [объединенный логистический оператор] необходим, но обсуждение находится лишь в начальной стадии. Сейчас стороны лишь ведут обсуждения условий партнерства и того, какие активы в него будут внесены», — пояснил собеседник BFM.ru.

Передача «ТрансКонтейнера» в капитал объединенного оператора — это лишь «рабочая идея», соглашается вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков. «Возможно, другие участники партнерства также внесут в его капитал свои контейнерные активы», — допускает топ-менеджер.

Если стороны ограничатся внесением в капитал лишь контейнерных активов, то РЖД получит более 85% объединенной компании, указывает аналитик ИК «Атон» Никита Мельников. Зарубежным партнерам придется либо смириться с этим, либо вносить дополнительные ресурсы.

При этом сама идея организации транспортного коридора «Восток–Запад» не нова, но ее реализации мешают объективные причины. «Для строительства коридора необходимо не только повысить эффективность местных железнодорожных операторов, но и синхронизировать их работу с зарубежными игроками. Кроме того, сейчас рекордно низкие ставки на фрахт контейнеровозов, что с лихвой превышает выигрыш во времени», — считает эксперт.

Реакции представителей транспортных министерств Казахстана и Белоруссии на предложение РЖД сегодня не последовало. Однако инициатива российской монополии вызвала негативную реакцию у крупнейшего миноритария «ТрансКонтейнера» — группы FESCO.

«Мы считаем, что подобное заявление, если действительно оно было сделано на высоком уровне в РЖД, противоречит логике утвержденной государством реформы железнодорожной отрасли, а также решению Совета директоров монополии, принятому в апреле 2011 года», — негодует представитель FESCO. По его словам, подобные заявления наносят ущерб инвестиционному имиджу контейнерного оператора.

Отметим, ранее руководство FESCO заявляло, что если группа не сможет в ближайшие два года получить контроль над «ТрансКонтейнером», то продаст свой пакет.

По итогам торгов на ММВБ-РТС акции «ТрансКонтейра» продемонстрировали нулевую динамику; индекс ММВБ обвалился на 3,5%.

BFM.ru