25.03.13

Транспорт и логистика

Многие трудности, которые испытывают российские предприниматели, создаются из-за отсутствия специалистов или из-за того, что госучреждения не уделяют этому никакого внимания. Одна из сфер, в которой Россия проигрывает даже партнерам по СНГ, – это транспорт и логистика. Об этом в интервью корреспонденту ТПП-Информ рассказал генеральный директор компании «СВ-ТРАНСЭКСПО» Владимир Ершов.

– Знаете, я уже не раз убеждался, наша главная проблема – это отсутствие специалистов, профессионалов своего дела. Причем в самых разных областях. Говорят, например, мы уступаем Казахстану и Белоруссии в том, что касается логистики. На самом же деле мы просто позволяем им себя обогнать. Но ведь дружба – дружбой, а экономика – экономикой. Если наша нерасторопность, нерадивость приводят к тому, что у соседей появляются конкурентные преимущества, можно не сомневаться – они воспользуются ими в полном объеме.

Один пример. Еще 5-6 лет тому назад практически каждый десятый автопоезд, который шел с грузом для Российской Федерации через Белоруссию, задерживался. И с того, кто отвечал за груз, требовали уплаты таможенной пошлины. Возможно, в документах были какие-то ошибки. Но вместо того, чтобы собрать таких нарушителей в колонну и отправить к границе России, их заставляли выгружать груз для проверки. Таможенная пошлина, таким образом, поступала в белорусскую казну. В результате не только пополнялся бюджет соседней страны, но и увеличивались сроки доставки грузов российскими перевозчиками. При этом наши государственные органы, в первую очередь таможня, никаких мер по данному поводу не предпринимали. Конкурентные преимущества в итоге получали белорусские перевозчики.

– Получается странная ситуация. Цель Таможенного союза состояла в том, чтобы устранить барьеры в виде государственных границ и создать благоприятные условия для бизнеса. На деле же мы, по меньшей мере, значительно укрепили позиции двух серьезных конкурентов.

– В свое время Пеле, отвечая на вопрос, как сборная Бразилии сыграет с очередным соперником, гордо сказал: «Они забьют нам, сколько смогут, мы им – сколько захотим». Мы часто безвольно отдаем инициативу и позволяем партнерам «забивать» нам столько, сколько хотят они. Таким образом, белорусам и казахам удается быть более «продвинутыми» в решении таможенных вопросов, чем нам. Потому-то мы наблюдаем картину массовой переориентации грузов. Из Китая в Европу, скажем, они идут не через российский Дальний Восток, а через Казахстан и лишь затем попадают в Россию. Кто в этом виноват? Неужели Казахстан, который сумел лучше организовать свою логистику, включая таможенные процедуры? Разумеется, нет. Виноваты только мы сами.

– И что в связи с этим может сделать Торгово-промышленная палата?

– Очень многое. Хотя бы потому, что ТПП – лучшая площадка для обсуждения бизнес-проблем. И я очень благодарен Сергею Катырину за то, что он собрал это совещание, где мы смогли обсудить самые актуальные вопросы российской логистики. Кроме того, такого опыта работы с государственными структурами, который есть у Торгово-промышленной палаты РФ, нет у других объединений предпринимателей. Без контактов с госорганами в нашей работе никак не обойтись. – Возможно, нам нужны новые законы?

– Безусловно. Но, неоднократно бывая в Государственной Думе, постоянно удивляюсь, насколько медленно там решаются вопросы. То есть работа идет. Но к чему она приведет и когда закончится – не очень понятно. Толковые законы нам действительно нужны. И если мы не хотим отстать, их надо принимать быстро.

– К деятельности наших законодателей, конечно, есть претензии. Однако сейчас, особенно в рамках Таможенного союза, все большим становится значение международных чиновников, например, в той же Евразийской экономической комиссии.

– Вы правы, многие проблемы на самом деле должны решаться именно через ЕЭК. Но здесь, если честно, приходится испытывать серьезный дефицит общения. Более того, там нет отдельного специального органа, который занимался бы вопросами логистики. Возможно, эти проблемы следует отнести к болезням роста, но логистический бизнес такое положение не устраивает.

5min.by