02.03.07

Транспортная система РФ получит свое информационное пространство

27 февраля в московском региональном центре ФГУП «Российская телерадиосеть» (РТРС) состоялось заседание комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям.

На заседании обсуждалось формирование единого информационного пространства транспортной системы России, включающей на сегодня 400 тысяч юридических лиц.

Вице-президент компании «Транстелеком» Борис Кунин заявил, что транспортная система России недостаточно эффективна, в том числе из-за устаревшей схемы документооборота. Средняя скорость доставки контейнера из Москвы в Санкт-Петербург составляет всего 4 километра в час, т.е. семь суток, из которых контейнер находится в пути 1 сутки (примерно 15 рабочих часов), а остальное время проходит долгие процедуры согласования в пунктах сдачи и приема.

«Простейшая транспортная цепочка» в России, по словам Б.Кунина, состоит из 16 транспортных субъектов, а любой маршрут, включающий перевозку морем, автодорогами, железнодорожным транспортом, нормируется примерно сорока значимыми документами, что занимает «дни, а то и недели». Информация с пограничных пунктов поступает в контролирующие органы «в течение двух месяцев», что затрудняет контролирование пропуска машин через границу.

Б.Кунин представил членам комиссии РСПП проект модернизации транспортной системы страны, который за счет внедрения электронных средств учета и контроля позволит выявить нарушения при перевозках и слабые места системы в целом.

По мнению Б.Кунина, транспортная система страны нуждается, с одной стороны, в участии государства как гаранта безопасности перевозок, а с другой - коммерческого сектора, отвечающего за эффективность работы компаний.

Задача проекта, по словам Б.Кунина, состоит в организации глобальной базы данных, «транспортного интернета страны», дающего Ространснадзору, численность которого составляет 8,5 тыс. «человек в погонах», «уникальную возможность контролировать перевозки». Речь идет об образовании единой информационно-аналитической системы (ЕИАС), которая включит в себя функции лицензирования, аттестации, контроля, инспектирования, сертификации, мониторинга и расследований. Общая стоимость разработки оценивается Б.Куниным в 300 млн рублей.

Затраты же по доставке грузов, по подсчетам специалистов, снизятся на 20%, издержки по складским услугам – на 30%, что снизит и конечную цену российских товаров в целом.

Система также будет предоставлять ее участникам возможность находить партнеров и оформлять с ними сделки, «не выходя из офиса», заявил Б.Кунин. Среди бизнес-процессов, "потенциально поддающихся ускорению", он назвал логистику, заказ на перевозки, их оплату, страхование, таможню и мониторинг грузов.

Вице-президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом" Игорь Дубровин подтвердил, что система задумана как «совершенно прозрачная», и, например, практика покупки водителями поддельных справок о вынужденных простоях на границе, с введением ЕАИС будет ликвидирована.

Исполнительный вице-президент РСПП Владимир Передерий выразил поддержку проекту и добавил, что в условиях значительных топливных затрат, отсутствия логистики в сфере ведомственного транспорта, высокой аварийности на дорогах и коррупционности всей транспортной системы в целом ЕАИС будет чрезвычайно эффективной, и, по его мнению, следует ждать прихода в нее крупных частных инвестиций.

Сопредседатель Совета национальной стратегии (СНС) Иосиф Дискин поддержал мнение В.Передерия в том, что ЕАИС - «многомиллиардный и конкурентоспособный бизнес», и заявил, что вопрос создания ЕАИС нужно непременно вынести на бюро РСПП.

Первый вице-президент РСПП Александр Мурычев согласился с мнением коллег о внесении вопроса на бюро РСПП и в Правительство РФ, добавив, что решение по ЕАИС должно быть «взвешенным» и учитывать возможность возникновения вокруг информационной системы недобросовестной конкуренции.

Генеральный директор РТРС Геннадий Скляр предостерег коллег от излишней эйфории, сказав, что опасается повторения истории с цифровым телевидением, услышав о возможностях которого, министр МЭРТ Герман Греф фактически «прекратил финансирование нецифрового».

«Мы на старте крупного проекта, и надо помочь ему двигаться, – сказал Г.Скляр. – Это вопрос для бюро РСПП».

Создать «режим поддержки» проекта, по мнению Г.Скляра, поможет и обращение к начальнику Экспертного управления при Президенте РФ Аркадию Дворковичу.

ИА "Альянс Медиа"