16.07.07

Транзит сам на Транссиб не вернется

Чингиз Измайлов, председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ:

– Сейчас Транссиб остался практически без транзитных грузов. Меры по снижению тарифов пока не привели к росту перевозок. И есть несколько причин такого положения. Надо понимать, что конкурировать с моряками лишь в тарифной сфере довольно проблематично. Контейнеровозы серии «Панамакс» берут уже до 8 тыс. ТЭУ. Это позволяет морским перевозчикам гибко управлять своими тарифами. А стандартный контейнерный поезд берет порядка 100 ТЭУ. Мы могли бы выигрывать за счет сроков, доставляя контейнер за полмесяца. Но это преимущество убивается длительными задержками грузов в порту и на таможнях. Не хватает фитинговых платформ, отсутствует график стыковок движения контейнеровозов и поездов.

Ранее почти 50% перевозок по Транссибу являлись ложным транзитом. Поезда доходили до Финляндии, а оттуда товары на автомобилях завозились в Россию. Это приносило доход, потому что Финляндия практически не производит ту продукцию, что туда завозилась подобным квазитранзитом. Там мог быть выписан любой счет по оценке адвалорной стоимости товара. С этой фиктивной оценкой контейнер заходил в Москву, где с него, соответственно, и пошлины брались в значительно меньшем размере.

Когда подобные действия стали невозможны, и груза на Финляндию стало меньше. А чтобы по Транссибу пошел настоящий транзит, нужна государственная поддержка. Например, государство должно взять на себя функцию охраны грузов и не брать за это оплату с грузовладельца или экспедитора. Ведь вопросы безопасности изначально находятся в сфере ответственности государства. Нужны четкие нормы времени работы пограничных и таможенных органов. Решить все эти проблемы может только правительственная комиссия, ибо здесь завязаны интересы ряда ведомств.

Переключать же всю заботу о развитии транзита по Транссибу только на РЖД не имеет смысла. У компании есть только один способ привлекать транзит – готовить свои предложения по тарифам. Но ведь и РЖД не могут до бесконечности их снижать. О том же, чтобы обеспечить государственное финансирование проектов РЖД по тому же привлечению грузов на Транссиб, никто и слышать не хочет. То же самое можно сказать о техническом перевооружении портов, особенно их тыловых мощностей и подъездных путей к ним. Поэтому, пока не будет ясно, что готово предпринять государство для возврата транзита на Транссиб, он вряд ли туда вернется.

«Гудок» 16.07.2007