31.08.09

Транзитные грузы обходят Украину

По данным Госкомстата страны, переработка транзитных грузов в портах снизилась за семь месяцев текущего года на 24%, грузооборот железнодорожного транспорта по сравнению с тем же периодом прошлого года – на 33%.

«Наши соседи – европейцы и россияне из кризиса уже выходят, им надо торговать, но мы не можем предложить хорошие конкурентные условия перевозки», – полагает генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько.

Как отмечает заместитель начальника главного управления перевозок «Укрзализныци» Петр Лымарчук, железные дороги недосчитались на направлениях, ведущих к портам и перевалочным комплексам, 13 млн тонн грузов в сравнении с первым полугодием 2008 года. «Всего перевезено 49 млн тонн грузов, но в августе в связи с неплохим урожаем зерновых и оживлением рынка металла надеемся остановить спад», – говорит Петр Лымарчук.

Министерство транспорта и связи Украины в своих прогнозах менее оптимистично. Согласно планам, в августе через припортовые станции страны пройдёт всего 5,4 млн тонн внешнеторговых грузов, менее половины которых – транзитные. «Сохраняется негативная динамика: 80% к июлю текущего года по транзиту, 90% – по экспорту», – говорится в информационной справке ведомства.

«В прошлом году мы ежемесячно отгружали по 3– 3,5 млн тонн грузов, сейчас поток казахстанской нефти, к примеру, пошёл на Россию, и у нас отставание по этой категории грузов 40%, всего перерабатываем около 2 млн тонн грузов», – сообщил «Гудку» начальник отдела маркетинга Одесского морского торгового порта Михаил Шапошников.

Основные проблемы, на которые правительство обязано обратить внимание, для того чтобы привлечь транзитные грузы на Украину, – затянутые сроки оформления таможенных документов, взятки контролирующих органов, нечёткие правила налогообложения, полагает Юрий Приходько.

«В июле текущего года были внесены изменения в акты, регулирующие взимание НДС при международных транспортных операциях, но потребовалось ходатайство министерства транспорта перед правительством, прежде чем налоговая служба пояснила, что дополнительный 20-процентный сбор не касается железной дороги и портов», – приводит пример эксперт. «Нам надо всего лишь упростить налоговые и таможенные процедуры, а транзит сам наполнит бюджет», – уверен он.

Гудок; 31.08.09