25.11.11

Транзитные тормоза

От 100 до 110 млн т составляет ежегодный объем товарных потоков через белорусский участок внешней границы Таможенного союза. По оценке экспертов, эта цифра ниже реального потенциала и не дотягивает до прогнозного показателя увеличения доходов от транзита к 2015 г. до 60 %, что эквивалентно 2,5 млрд долларов США.

Белорусский транзитный потенциал зиждется в основном на трех составляющих – международные автотранспортные коридоры, пересекающие территорию страны с запада на восток и с севера на юг, стимулирование доставки грузов по железной дороге и автомобильным транспортом, развитие транспортно-логистических центров. Однако в конкурентном отстаивании своих позиций республика уступает ближайшим соседям – Литве, Латвии, Польше. Например, в железнодорожном секторе объем оказываемых услуг на одного работника приблизился к среднему показателю по Евросоюзу. При этом в автомобильных перевозках он в пять раз ниже, чем в Германии, и в два раза – чем в Польше. Основными причинами тому налоговая составляющая и низкие темпы обновления парка транспортных средств – в среднем 3,4 % в год. В связи с обострившейся ситуацией на внутреннем валютном рынке аналитики прогнозируют дальнейшее усугубление ситуации.

Сегодня в Беларуси делают ставку на развитие логистической деятельности. В ближайшие четыре года предполагается открыть до полусотни логистических и транспортно-логистических центров. Пока их на территории республики всего пять. По предварительным расчетам развитие логистики и передача на аутсорсинг хранения, обработки и транспортировки грузов позволит стране ежегодно экономить до 2–2,5 млрд долларов США.

Но это желаемое. Реальность же эксперты оценивают весьма осторожно и прогнозируют довольно низкий потенциал логистических центров в схеме транспортной доставки грузов из Западной Европы в Китай и в обратном направлении.

РИА Мотор