09.10.09

Транзитный коридор "Восток-Запад" невозможен без транспортно-логистической сети в Приморье

9 октября, PrimaMedia.

Транспортная система Приморья, находясь в центре динамично развивающихся экономик стран АТР, в настоящее время мало привлекательна как для транзитных перевозок, так и для импортного грузопотока из Северо-Восточной Азии в западные регионы России. Это является основной проблемой, не позволяющей обеспечить необходимой нагрузкой международный транспортный коридор "Восток-Запад", считает гендиректор ОАО "Владивостокский морской торговый порт", Вячеслав Перцев. Главная причина сложившейся ситуации заключена в сегодняшнем состоянии транспортных узлов и логистики.

Воротами международного транспортного коридора "Восток-Запад" являются порты Тихоокеанского побережья России, которые через Транссибирскую магистраль соединяют между собой крупнейшие мировые центры производства и потребления товаров. В настоящее время выход на Транссиб имеют Ванинско-Совгаванский транспортный узел (ВСУ), Владивостокский транспортный узел (ВТУ), Восточно-Находкинский транспортный узел (ВНТУ) и Хасанский транспортный узел (ХТУ). В 2008 году общий грузооборот портов, являющихся основной перечисленных транспортных узлов, составил 57,3 млн. тонн, в первой половине 2009 года - 26,3 млн. тонн. В этих объемах - металлы, уголь, целлюлоза, лес, контейнеры, различная техника. Больше половины указанного грузооборота приходится на долю портового комплекса Приморского края.

Приморские порты хорошо оснащены технически и располагают высококвалифицированным персоналом. Их технологические возможности позволяют утверждать, что для освоения грузопотоков в настоящее время мощностей достаточно, а планы развития портового хозяйства говорят о том, что и в будущем дефицита не предвидится. Но порты это лишь составляющая часть транспортной цепи. Для того, чтобы привлечь транзитный грузопоток к коридору "Восток-Запад", транспортная система Приморского края должна быть интегрирована в аналогичную систему Северо-Восточной Азии (СВА), где основными центрами производства и потребления товаров в являются Китай, Япония, Корея.

По данным Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ) для стран СВА российский транспорт, несмотря на ряд географических преимуществ, неконкурентоспособен из-за слабой сроковой дисциплины и нерыночной тарифной политики. Но, в тоже время, Приморский край считается территорией, у которой есть хороший потенциал, необходимый для того, что бы стать международным транспортным узлом.

В свою очередь, уменьшение объемов транзитных перевозок через приморские порты в последние годы указывает на ряд системных проблем, требующих скорейшего решения.

Во-первых: большинство транспортных компаний не в состоянии предоставить "сквозную" услугу высокого качества и со "сквозным" тарифом. В настоящее время в России почти не существует экспедиторов, способных доставить груз от "двери до двери". А именно такая деятельность позволила бы скоординировать работу всех транспортных предприятий. Кроме того в российской практике отсутствует возможность осуществлять перевозку по единому документу, хотя это принято и используется во всем мире.

Во-вторых: существуют технологические и таможенные проблемы, связанные с организацией транзитного контейнеропотока. Практика показывает, что нормативная база, приоритеты и правила, которыми пользуются в своей деятельности таможенные органы, сильно тормозят процессы обработки и оформления грузов. Это негативно влияет как на работу транспортных предприятий, так и на международную торговлю в целом. В частности: в ВМТП фактически отсутствует круглосуточный режим работы таможни, что не позволяет своевременно обрабатывать и оформлять экспортно-импортные и транзитные грузы.

В-третьих: большинство грузоотправителей не готово к изменению отлаженных схем перевозки из Азии в Европу морем.

Завершает "проблемный" перечень отсутствие эффективной системы государственной поддержки развития транзитных перевозок и формирующиеся альтернативные интермодальные маршруты с применением железнодорожного транспорта других стран, которые создают активную конкуренцию российским транзитным маршрутам.

Одним из решений указанных выше проблем является создание в Приморском крае региональной транспортно-логистической сети (РТЛС) на базе предварительно разработанных генеральных схем развития транспортных узлов. В настоящее время в Приморье существуют только элементы транспортного комплекса: сеть авто и железных дорог, порты, аэропорты, перевозчики на всех видах транспорта, экспедиторы. Но нет эффективной транспортно-логистической системы как единого целого, которая смогла бы объединить усилия всех транспортных предприятий для достижения общей цели.

Для того, чтобы сформировать РТЛС необходимо обеспечить согласованность постановки общих задач, таких как интеграция в международную транспортную систему АТР с привлечением транзитных грузопотоков. Далее нужно заняться координацией конкретных проектов и программ развития различных участников транспортного процесса: портов, предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта, таможни, пограничников, ФГУП "Росморпорт" и других представителей государственных структур и бизнеса.

В итоге, эффективно работающая РТЛС позволит оказывать полный спектр транспортных, логистических, дистрибуционных, производственных услуг и будет служить основой успешного функционирования международного транспортного коридора "Восток-Запад".