09.04.09

Транзитный треугольник

Участникам очередного совещания, проходившего в Калининграде 1–3 апреля, о транзитных тарифах для грузов, идущих в Калининградский порт, удалось приблизиться к решению проблемы. Окончательные договорённости о транспортировке грузов через Белоруссию будут заключены 9–10 апреля в Вильнюсе.

В Вильнюсе пройдут трёхсторонние переговоры между руководителями Калининградской, Белорусской и Литовских железных дорог.

В ходе калининградского двухстороннего совещания представители Калининградской дороги и порта и Белоруссии обсудили вопрос об экспортных перевозках продукции производственного объединения «Беларуськалий», а также вопросы тарифной политики. Начальник Калининградской дороги Иван Беседин отметил на встрече, что пропускные и провозные возможности магистрали позволяют в полной мере обеспечить перевозку белорусских удобрений.

Как сообщили «Гудку» в отделе по связям с общественностью Калининградской дороги, участники встречи пришли к выводу, что диалог на тему понижения тарифов в направлении Калининградского порта необходимо продолжать. Белорусская сторона приняла решение направить в мае в порт проб­ную партию калийных удобрений в объёме 3000 тонн.

Начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Сергей Кучинский пояснил «Гудку», что некоторые вопросы остались неурегулированными. По словам Сергея Кучинского, Иван Беседин высказал ряд претензий по некоторым видам грузов, тарифы на которые, по его убеждению, Белоруссия должна снизить. Но, по мнению Сергея Кучинского, стороны должны понизить свои тарифы на паритетных началах. При этом тарифы должны снизиться по всей транспортной цепочке. Сейчас стоимость доставки калийных удобрений из Белоруссии в Калининград значительно выше, чем в литовский порт Клайпеда. «С портовиками и экспедиторами о снижении их ставок уже достигнуто соглашение, теперь дело за железнодорожниками», – говорит представитель минтранса Белоруссии.

Сергей Кучинский также разъяснил, что Белорусская железная дорога по решению правительства применяет перекрёстное субсидирование убыточных видов деятельности – внутренних грузовых перевозок и пассажирского сообщения – за счёт экспортных и транзитных грузоперевозок. Поэтому и высоки соответствующие тарифы. Вместе с тем он заявил: «Учитывая, что Калининградская область не чужой для нас регион, я думаю, мы учтём этот фактор и обратимся в правительство за разрешением на снижение тарифов». Белорусская дорога в январе подняла транзитный тариф в среднем на 14% в долларовом эквиваленте (в рублёвом выражении изменение составило почти 60%).

В результате изменения тарифов в Литве и Белоруссии в первые два месяца текущего года калининградское направление потеряло 47% экспортно-импортных грузов.

«Гудок», 08.04.2009