26.03.15

​Участников ВЭД расставят по категориям

Федеральная таможенная служба России с середины 2015 года вводит классификацию всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Таможня будет классифицировать всех участников ВЭД по трем категориям - низкий, средний и высокий уровень экономического риска. В зависимости от категории, которая будет присваиваться участнику ВЭД, ФТС будет дифференцировать свои усилия по таможенному контролю. То есть, исходя из тех экономических рисков, которые несет участник ВЭД, будет решаться вопрос об усилении контроля до или после выпуска товара.

"Например, существует риск занижения таможенной стоимости химических волокон. Мы знаем, что их средняя стоимость по рынку $3,5 за условный килограмм. У нас в регионе появляется участник ВЭД, который ввозит волокна не по $3,5 за килограмм, а по $3,2. Естественно, когда такая декларация попадает к нам, то этот риск выявляется. Дальнейшая наша работа будет зависеть от уровня экономического риска, который несет участник ВЭД. Если он представляет высокие риски, то мы не будем выпускать товар. Будем требовать от его подтверждения стоимости товара, делать экспертизу", - пояснил начальник Уральского таможенного управления Вячеслав ГОЛОСКОКОВ.

Причем, если у участника ВЭДа низкий уровень риска, то товар будет выпущен и проверен уже в бухгалтерии предприятия.

"В этом случае мы знаем, где находится конкретное предприятие, знаем об его активах, знакомы с его налоговой и таможенной историей. Поэтому мы можем уже после выпуска товара изучить контракты, посмотреть калькуляцию товара. И, скорее всего, убедится в том, что участник ВЭД действительно купил химволокна за $3,2 за условный килограмм", - говорит Вячеслав Голоскоков.

Досье "ЗР"

В 2014 году в ФТС числилось 82 тыс. участников ВЭД. Из них только порядка 2,3 тыс. организации представляют низкий уровень экономического риска. И эти надежные участники рынка перечисляют около 56% всех таможенных платежей и подают 42% таможенных деклараций.

Начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергей ПАШКО отмечает, что в регионе пока еще не так много добросовестных импортеров, которые включены в так называемый "зеленый сектор".

"Черного списка" у таможни, однозначно, нет. Наоборот, есть, если так можно сказать, "белые списки". В которые попадают участники ВЭД, входящие в так называемый "зеленый сектор". И эти списки формируются по двум критериям. В первую очередь, это крупные производственно-промышленные предприятия, ориентированные на экспорт. В отношении них определена степень выборочности таможенного контроля. А также предприятия, которые по ряду критериев тоже попадают в перечень наиболее добросовестных участников ВЭД. В целом по России таких предприятий более 2 тыс., на Дальнем Востоке лишь около двухсот. На мой взгляд, это очень мало", - говорит глава ДВТУ.

Сейчас отнесение какого-либо производственного предприятия к "зеленому сектору" по отраслевому принципу возможно в том случае, если оно соответствует целому ряду условий. Главные из них: основной вид деятельности – производственная; размер уставного капитала - не менее 10 млн рублей; в основном производстве задействовано не менее 50 человек; более 50 деклараций в год; отсутствие неоднократных административных правонарушений с крупными суммами штрафов и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях; отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов, а также неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей.

Для добросовестных импортеров на этапе таможенного декларирования устанавливается сниженная степень таможенного контроля за счет переноса его основной нагрузки на этап после выпуска товаров. Фактический контроль проводится в среднем в отношении 1-2% от общего количества ввозимых ими товарных партий.

Стоит отметить, что Госдума приняла закон, который освобождает декларанта или таможенного представителя от административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании.

Однако такое освобождение станет возможным лишь при выполнении ряда условий. Во-первых, должны отсутствовать выявленные административные правонарушения, предметом которых являются товары, указанные в обращении. Во-вторых, в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, и в-третьих, отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

"Я считаю, что это очередной этап декриминализации. Как известно, статья 188 (контрабанда) была декриминализирована в соответствии с президентскими поправками о либерализации уголовного законодательства. Сейчас появляется возможность добросовестному участнику самому ликвидировать допущенные им нарушения и не попасть в перечень нарушителей, к которым предъявляют более жесткие меры по минимизации рисков", - отмечает Сергей Пашко.

Газета «Золотой Рог», Владивосток.