13.03.25

​Ушел налево: в РФ снизилась доля импорта праворульных авто с пробегом

За последние три года структура импорта автомобилей с пробегом претерпела кардинальные изменения. Доля ввезенных машин с правым рулем снизилась почти на треть, однако их по-прежнему больше, чем моделей, рассчитанных на правостороннее движение. С чем это связано, выясняли «Известия».

Смена приоритетов

С 2022 года доля подержанных автомобилей с правым расположением руля в общем импорте машин с пробегом в нашу страну составила 60,5%. Об этом заявил генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При этом по данным «Автостата» за последние три года доля подержанных праворульных авто снизилась. Еще в 2022 году на них приходилось 85% от всего импорта подержанных машин.

Вместе с тем за три года общий объем импорта автомобилей с пробегом в нашу страну заметно вырос. Так, в 2022 году в Россию было ввезено около 260 тыс. подержанных машин, в 2023-м их число увеличилось до 385 тыс., а по итогам прошлого года — до 395 тыс.

Самыми популярными в 2024 году стали ввезенные из Японии модели Toyota (41,1%) и Honda (27,6%). Автомобили Nissan в структуре «праворульного» импорта заняли долю в 8,7%, на Subaru пришлось 5%, на Suzuki и Mazda — по 4%, Daihatsu занимает 2,4%. Оставшиеся 7,2% распределены на другие автомобили с правым рулем, в том числе и на модели некоторых европейских брендов в исполнении для японского рынка.

Среди ввезенных машин с левым расположением руля лидерство занимают модели BMW — 16,3%. Далее следуют Kia (13,5%), Hyundai (9,6%), Volkswagen (7,2%), Mercedes-Benz (5,7%), европейские и американские модели Toyota (5,5%), а также Audi (5,1%). Другие бренды имеют существенно более низкую долю в общем объеме импорта, но при этом на них приходится в общей сложности 37,1% ввезенных машин с левым рулем.

Старое вместо нового

Увеличение доли импорта подержанных леворульных автомобилей гендиректор «Автостата» объясняет прекращением с 2022 года официальных поставок новых машин ушедших из России компаний. В итоге эти машины, как новые, так и подержанные, начали поступать в РФ по альтернативным каналам.

С ним согласен вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, спрос на модели европейских, американских и корейских производителей никуда не делся. Однако из-за заметного роста цен на новые модели этих брендов, поставляемые по альтернативным каналам, вырос спрос на машины с пробегом.

— Есть достаточно много людей, которые принципиально не хотят ездить на российском автомобиле или «китайце». Но при этом новый «европеец» или «кореец» им тоже не по карману. Поэтому они и уходят в сегмент подержанных леворульных машин, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.

При этом, по словам эксперта, в структуре импорта подержанных автомобилей наблюдается четкое разделение. Модели с традиционным расположением руля представлены прежде всего машинами среднего и более высокого класса, а также премиальными и люксовыми автомобилями. В более доступных сегментах преобладают модели с правым рулем, отмечает Антон Шапарин.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также отмечает явную зависимость класса импортируемых автомобилей от расположения органов управления.

— Если мы говорим про левый руль, то это прежде всего премиальные модели, которые по-прежнему пользуются хорошим спросом в нашей стране. Чаще всего это седаны и внедорожники европейских брендов, а также корейских и японских производителей. Автомобили с правым рулем в большинстве своем представлены компактными кроссоверами, минивэнами и «кейкарами» японских марок, — рассказал эксперт.

Право руля

Наряду с сегментацией по расположению руля и по классам у российских автомобилистов наблюдается четкое «географическое» разделение приоритетов, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Подержанные машины с левым рулем в большинстве случаев выбирают потребители в европейский части страны и на Урале. Приоритет праворульным моделям традиционно отдают жители Сибири и Дальнего Востока, подчеркивает он. При этом, несмотря на снижение доли таких машин в общей структуре импорта, их число за последние 2–3 года не уменьшилось, а даже выросло, убежден партнер «Автостата».

— На днях я проехал от Иркутска до Владивостока. Навстречу шли караваны автовозов, загруженных праворульными японскими машинами. Много таких автомобилей перегоняется из Приморского края и своим ходом — с заклеенными от камней бамперами и капотами, нередко машины везут на жесткой сцепке, — поделился своими наблюдениями Игорь Моржаретто.

По его словам, недавнее введение Японией ограничений на экспорт подержанных автомобилей в Российскую Федерацию особо не сказалось на торговле. Изменились лишь сами модели, которые теперь ввозятся в Россию, отметил эксперт.

— Сейчас это в большей степени компактные кроссоверы и минивэны с мотором объемом до 1,9 л, которые не подпадают под введенные ограничения, — рассказал Игорь Моржаретто.

Как правило, стоимость таких автомобилей не превышает 1,3–1,5 млн рублей, отметил Антон Шапарин. Обычно они имеют неплохое оснащение, автоматическую трансмиссию, полный привод. Поэтому такие подержанные праворульные машины жители Сибири и Дальнего Востока приобретают в качестве единственной на данный момент альтернативы новой российской или бюджетной китайской модели, подчеркнул он.

Известия