27.12.05

Усть-Луга заработает на прибалтийских грузах около $350 млн. в год

В конце декабря совет директоров ОАО "Усть-Луга" принял ряд кадровых решений. Генеральный директор В. Израйлит стал председателем совета директоров, а его место занял бывший президент ООО "Национальная контейнерная компания" И. Русу. Первое же заявление в новой должности господина Русу можно назвать сенсационным: по его словам, изначально проектируемый грузооборот порта в 35 млн. тонн можно увеличить в два раза. По мнению отраслевых экспертов, это можно сделать, только отобрав грузы у прибалтийских государств, которые могут потерять $350 млн. в год.

Совет директоров по личной просьбе освободил от должности своего председателя, президента "Российских железных дорог" (РЖД) В. Якунина. Сам господин Якунин объяснил журналистам свое решение тем, что просто физически не может совмещать обе должности. Впрочем, представитель от РЖД в наблюдательном совете "Усть-Луги" все равно будет присутствовать -- им станет начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов.

Место господина Якунина займет теперь уже бывший генеральный директор компании "Усть-Луга" В. Израйлит, а ему на смену придет И. Русу. Господин Русу в портовом бизнесе известен хорошо. В конце 1990-х годов он в составе команды бизнесмена В. Южилина пришел в ОАО "Морской порт СПб", где работал сначала директором по маркетингу, а затем, с 2000 г., генеральным директором.

В 2004 г. господин Южилин продал свою долю в Морском порту и сосредоточился на другом проекте -- ООО "Национальная контейнерная компания" (НКК). Господин Русу возглавил НКК в должности президента, а в сентябре 2005 г. назывался одним из вероятных претендентов на пост главы Федерального агентства морского и речного транспорта РФ. Должность, однако, досталась А. Давыденко, после чего господин Русу без каких-либо публичных объяснений уволился из НКК.

Его приход в "Усть-Лугу" участники рынка восприняли позитивно, хотя и с некоторой настороженностью. "Из всех, кто когда-либо занимался строительством порта, это единственный профессиональный портовик, к тому же обладающий большим опытом", -- отмечает начальник информационно-аналитического отдела администрации Кингисеппского района Ленобласти В. Балицкий. Другой представитель морского бизнеса уверяет, что господин Русу "работает очень целеустремленно и не подписывает документов без их дотошного изучения". Однако, "разговаривать на одном языке новый генеральный директор 'Усть-Луги' может только с контейнерными компаниями, а вот как он будет работать с угольщиками и паромщиками -- еще вопрос".

Как бы то ни было, но планы у господина Русу очень амбициозные. На своей первой пресс-конференции в новой должности он заявил журналистам, что собирается увеличить заложенный в проект грузооборот порта (35 млн. тонн в год) в два раза. Отвечая на вопрос, откуда же возьмутся незапланированные ранее объемы, топ-менеджер ответил, что они появятся за счет роста экономики, а также перераспределения грузопотоков между Россией и странами Балтии. В. Якунин также согласился с тем, что порт Усть-Луга намерен составить жесткую конкуренцию прибалтам.

Отраслевые эксперты уверены, что господин Русу вполне сможет реализовать свои амбиции. "Грузовая база на 70 млн. тонн есть уже сейчас, но она распределена среди стран Балтии", -- говорит руководитель представительства порта Гамбург в России Дмитрий Васильев. По оценке господина Васильева, в первую очередь Усть-Луга сможет отбить у конкурентов контейнеры, а также навалочные грузы, например металл и лес. В итоге стивидоры Прибалтики могут потерять $350 млн. в год. Прибалты в свою очередь конкуренции с российскими портами не опасаются. Например, председатель правления эстонского АО "Порт Силламяэ", который считается прямым соперником Усть-Луги, Тийт Вяхи уверен в том, что грузов вполне хватит на всех.

"Коммерсантъ-СПб"