21.11.05

В.Г. Савельев принял участие в Первой всероссийской конференции таможенных брокеров

Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации В.Г. Савельев принял участие в Первой всероссийской конференции таможенных брокеров.

Уважаемые участники Первой всероссийской конференции таможенных брокеров!

Прежде всего, позвольте поприветствовать вас от имени Министерства экономического развития и торговли и пожелать конференции успешной работы.

Институт таможенных брокеров, официально существующий в нашей стране с момента вступления в силу таможенного кодекса 1993 года, успешно развивается. Если в начале своего становления таможенный брокер был только лицом, помогающим участникам Внешнеэкономической деятельности заполнять таможенную декларацию, то теперь большую часть брокеров с полным правом можно называть полномочными поверенными участников ВЭД перед таможенными органами. Этому способствовало не только принятие новой редакции таможенного кодекса, установившего права и обязанности брокера, но, прежде всего, деятельность самих таможенных брокеров, абсолютное большинство которых выражает стремление работать с полным соблюдением норм действующего таможенного законодательства. Конкретным проявлением этого стремления явилось создание Национальной организации таможенных брокеров (поверенных), которая с момента своего возникновения играет активную роль в установлении открытых, строящихся на основе взаимного доверия и уважения, отношений между брокерами и таможенными органами.

Проходящая в нашей стране административная реформа, видоизменила структуру взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти, занимающихся вопросами таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации. Теперь наше министерство занимается осуществлением функций по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в области таможенного дела. В связи с этим должен вас уверить, что вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности таможенных брокеров, всегда будут находиться в сфере нашего пристального внимания. Мы очень рассчитываем на то, что по результатам конференции будут представлены конкретные предложения по изменению нормативно-правовой базы как от представителей таможенных органов, так и от сотрудников, работающих в организациях, включенных в реестр таможенных брокеров. На наш взгляд, это является необходимым условием для определения стратегических путей развития института таможенных брокеров на настоящем этапе. Обещаю вам, что все эти предложения будут самым внимательным образом изучены.

Со своей стороны хотел бы высказать несколько соображений о том, в каких направлениях необходимо совершенствовать работу организаций, профессионально работающих на рынке околотаможенных услуг.

Прежде всего, таможенный брокер - это организация, которая ставит свое доброе имя выше сиюминутной выгоды. Естественная конкуренция, которая существует на рынке околотаможенных услуг не должна приводить к стремлению отдельных брокеров получать конкурентные преимущества за счет нелегальной экономии на уплате таможенных платежей. Более того, такие брокеры должны безжалостно изгоняться с рынка.

Таможенный брокер должен активно включаться в борьбу, которую ведут таможенные органы с любыми попытками нарушения законодательства. Договорные отношения с клиентами и естественное стремление коммерческой организации получить дополнительную прибыль не должны ставиться выше доверительных отношений, которые изначально существуют между таможней и брокером. Только при этом условии можно требовать от таможенных органов обязательного применения упрощенных форм таможенного контроля в отношении товаров, оформляемых таможенным брокером.

Таможенный брокер должен быть объективен. Глубокое знание законодательства, которое отличает сотрудников этой организации, должно использоваться не только для защиты интересов клиента и своих собственных, если требования таможенных органов некорректны, но и для объяснения участникам внешнеэкономической деятельности справедливости требований таможенных органов, если такие требования объективно проистекают из положений действующего законодательства.

Суммируя сказанное, следует отметить, что, по нашему мнению, таможенный брокер должен быть, прежде всего, заинтересован в соблюдении норм действующего законодательства. Задача же государства заключается в том, чтобы гарантировать стабильный, не дискриминационный характер этого законодательства и приложить все усилия к тому, чтобы наказание за нарушение этого законодательства стало неотвратимым. Думаю, что в этом направлении нам еще предстоит поработать вместе.

Я намеренно не останавливаюсь на той работе, которая в настоящее время проводится в министерстве по подготовке нормативных актов, связанных с деятельностью таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Об этом более подробно расскажут мои коллеги. Я же хочу еще раз пожелать вам успехов в вашей нелегкой работе и заверить вас в том, что с нашей точки зрения, взаимоотношения с институтом таможенных брокеров - обязательная и очень важная черта деятельности таможни 21 века. От вас, вашей работы, вашего отношения к своим обязанностям зависит то, какими эти взаимоотношения будут на практике. Нам бы хотелось, чтобы мы с полной уверенностью могли говорить: "Оформление товаров с участием таможенного брокера - это гарантия безусловного выполнения действующего законодательства Российской Федерации"

Министерство экономического развития и торговли РФ; 21.11.05