09.03.17

В Бишкеке премьеры стран ЕАЭС решали конкретные задачи

7 марта в Бишкеке прошло очередное Заседание Евразийского межправительственного совета, в котором приняли участие главы правительств стран-участниц. Они обсудили ряд актуальных вопросов сотрудничества в рамках интеграционного объединения, подписали итоговые документы

Какие документы подписали?

Подписаны следующие документы:

1. О представлении Высшему совету кандидатуры члена Коллегии Евразийской экономической Комиссии;

2. О Международном форуме «Антиконтрафакт»;

3. О сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и мерах, направленных на его использование;

4. О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2015 – 2016 годах;

5. О ходе работ по подготовке основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года;

6. О результатах проведения торговых переговоров;

7. О реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 72;

8. О совместных прогнозах развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств-членов Евразийского экономического союза по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2016 – 2017 годы;

9. Об организации в государствах – членах Евразийского экономического союза производства аналогов, выпускаемых в-третьих странах, комплектующих для машин и оборудования для сельского хозяйства;

10. О мерах по развитию экспорта на рынки третьих стран машин и оборудования для сельского хозяйства, производимых в государствах – членах Евразийского экономического союза.

Уже сам перечень подписанных документов говорит о серьезных проблемах, которые приходится решать в оперативном порядке на самом высоком уровне. Естественно, у каждой страны свои проблемы интеграционного характера. Нужно отдать должное подготовке этого саммита и предварительной проработке всей его повестки дня.

По мнению участников, Бишкек хорошо справился с организационными вопросами, переговоры шли жестком и деловом режиме. Не было восточной помпезности и признаний в любви и добрососедстве, но были споры, которые однако не переступали порог дипломатической этики.

Для Кыргызстана одним из самых важных остается вопрос внешней торговли, в которой страна несет ощутимые потери: переход от реэкспорта к цивилизованным формам взаимодействия с партнерами по ЕАЭС дается нелегко. Некоторые политики в стране склонны винить правительство в недоработке условий вхождения КР в ЕАЭС, слабой подготовке к этому ответственному шагу, а иные депутаты парламента открыто связывают экономические проблемы Кыргызстана с проблемами, которые возникают на кыргызско-казахской границе.

Однако по словам премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, его страна поддерживает Кыргызстан в адаптации к нормам Евразийского экономического союза. При этом у РК вызывает опасение увеличение китайского транзита. Сказывалось на взаимоотношениях в ЕАЭС влияние внешних факторов и нестабильность на финансовых и торговых рынках. Под подсчетам Казахстана, взаимный товарооборот стран ЕАЭС сократился на 11 процентов.

«В такой обстановке важно консолидировать усилия для наращивания торговли между нашими странами. Ключевыми вопросами в этом становятся вопросы устранения барьеров и ограничений. Эту работу необходимо осуществлять системно и поэтапно», — уверен Бакытжан Сагинтаев. - «Мы заинтересованы в совместном решении всего комплекса вопросов, возникающих в сфере таможенной очистки. Так, по оценкам таможенных служб, намечаются возможные риски недостаточного налогового администрирования при перетоке китайских товаров на территорию Кыргызстана. Об этом свидетельствует, в частности, рост транзитных перевозок через Казахстан в 2016 году по сравнению с 2015 годом в 9,5 раз. Будет создана рабочая группа по изучению вопроса. В мае она должна отчитаться о проделанной работе».

Казахский премьер напомнил, что в декабре прошлого года были приняты решения об оказании Кыргызстану соответствующей помощи, вступило в силу соглашение о досрочном предоставлении унифицированного железнодорожного тарифа при перевозках кыргызских грузов через Казахстан, которое вступило в силу в январе.

По оценкам экспертов, досрочное применение этого соглашения позволит кыргызским производителям сэкономить около $60 миллионов. С 1 января расширен перечень товаров, разрешенных к перемещению из Кыргызстана в Россию через Казахстан, на 86 дополнительных групп.

По словам премьер-министра Казахстана, перечень кыргызской продукции, разрешенной к ввозу в РК, расширен по 55 группам товаров, произведенных в Кыргызстане (ранее разрешался ввоз только 14 групп кыргызских товаров в пять областей Казахстана).

«Как председательствующая страна мы считаем необходимым отметить важность развития торгово-экономических отношений с третьими странами с учетом глобальных торговых трендов. Это будет способствовать росту торговых потоков. При этом следует отметить, что работа по развитию внешних торговых связей не должна подменять собой работу по улучшению правил торговли внутри Союза и устранению барьеров, изъятий и ограничений. Совместными усилиями мы должны добиться равного доступа на общий рынок ЕАЭС», - выразил пожелание кыргызских предпринимателей Премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков.

Жеенбеков прекрасно понимает, что пожелание о равном доступе на общий рынок ЕАЭС сопряжено с необходимостью решения целого ряда масштабных проектов, а устранение барьеров – это не политическое решение, а все те же меры по выравниванию экономик стран союза, на что уйдут годы напряженного труда и огромные средства. Это разрушить, к примеру, агропромышленный сектор страны, или даже его составную часть в виде производства сельхозтехники можно за короткий срок. А возродить…

Многие эксперты уже в ходе саммита отметили решение о развитии агропромышленного комплекса, что позволит скоординировать действия национальных правительств в агропромышленной политике, в наращивании экспортного потенциала во взаимной торговле и в третьи страны.

Какие существуют проблемы во взаимоотношениях России и Беларуси?

Кто сказал, что проблем внутри ЕАЭС нет? Аналогично взаимоотношениям Кыргызстана с Казахстаном есть нерешенные вопросы и у России с Белоруссией. Кыргызские журналисты отметили эти противоречия в диалоге премьеров этих стран.

Глава правительства Беларуси Андрей Кобяков отметил, что его страна готова двигаться вперед.

«Мы вынуждены акцентировать, что сегодня не исполняется двусторонняя нормативно-правовая база, которая создана не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с многосторонними договоренностями ЕАЭС. Причем проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на наше участие в многосторонних интеграционных процессах. Проблемы в двусторонних отношениях искажают евразийскую интеграцию»,- заявил Кобяков.

Дмитрий Медведев отметил, что именно единое наднациональное регулирование в отношении рынков дает странам возможность извлечь из интеграции максимум пользы для развития экономик. Российский премьер считает, что проблемы двусторонних отношений были, есть и будут, ничего в этом драматического нет. Но вот стоит ли их переносить на многостороннюю площадку?

«Исполнение достигнутых нами договоренностей и сам интеграционный процесс в целом становятся заложниками специфических пониманий национальных интересов. По сути, в отношении других членов союза, которые не вовлечены в спор, возникает совершенно недопустимая ситуация. Считаю, что злоупотребление правом союза неприемлемо», — возмутился Дмитрий Медведев.

Всем понятно, что камнем преткновения во взаимоотношениях России и Беларуси стала цена на российский газ, которая существенно подскочила в последние годы. Тем не менее, эта цена для Беларуси, как члена ЕАЭС, существенно ниже мировой цены. Другие члены союза от полемики воздержались. Очевидно, не столько из соображений дипкорректности, сколько из понимания самой сути рыночной экономики.

Льготы в ценах на топливно-энергетические ресурсы (доля которых в цене любого продукта весьма высока) неизменно отражаются на конкурентоспособности любого товара. Как возможно вести разговор о выравнивании экономик, или хотя бы условий для перемещения товаров без выравнивания цен по основным сырьевым и энергетическим позициям?

Ведь очевидно, что если одна страна получает тот же газ или электроэнергию по льготным тарифам, то другим странам союза будет весьма сложно конкурировать с товарами, которые эта страна производит. Кыргызстан пока только подсчитывает проценты сокращения своего экспорта в рамках ЕАЭС и радуется, что параллельно идет такое же сокращение импорта…

Прежде думай о… людях

Председатель Высшего евразийского экономического совета, Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в обращении к главам стран ЕАЭС предложил посвятить 2017 год созданию наилучших условий для развития бизнеса на Евразийском пространстве. Конечно, для экономики и социальной сферы Кыргызстана чрезвычайно важна активизация инвестиционной политики, а для народа республики (по разным оценкам в России трудятся от 600 до 900 тыч. граждан страны) - подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся и членов их семей.

Эксперты в числе приоритетных задач отмечают принятие стратегии формирования цифрового пространства, реализацию курса на промышленное сотрудничество, либерализацию рынка услуг ЕАЭС, ратуют за координированную транспортную политику стран ЕАЭС, приветствуют разработку концепции формирования общего финансового рынка союза.

Но самое главное, чтобы все намеченное не осталось на уровне деклараций.

SM News