14.05.09

В ближайшие годы количество автомобилей с правым рулем в России будет снижаться

Число праворульных машин пойдет на убыль после принятия нового технического регламента, призванного повысить уровень безопасности на российских дорогах.

Этот документ, разработанный Минпромторгом, предлагает обеспечить безопасность движения, ограничив ввоз автомобилей с правым рулем, а также введя обязательную русификацию интерфейса электронной системы. Главный аргумент создателей техрегламента – управление автомобиля должно соответствовать правилам правостороннего движения, действующим в России. Основная беда «праворуких» машин в отличие от «леворуких»: у них фары направлены на встречный поток. То есть слепят водителей. Отрегулировать их невозможно. Правда, статистики ДТП, связанных с этим, нет. А уровень аварийности на Дальнем Востоке, где таких машин много – не выше, чем в среднем по стране. В то же время праворульные авто дешевле своих конкурентов и пользуются спросом, особенно в восточной части России, куда они попадают из Японии и Кореи. А всего в эксплуатации, по разным оценкам, их более миллиона штук. Пересадить российский Дальний Восток на машины отечественного производства с левым рулем можно только с помощью экономических рычагов, уверен Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России:

«Мы предлагаем рассмотреть возможность производства на Дальнем Востоке и в Сибирском федеральном округе автомобилей, ориентированных на продажу именно в этом регионе. Потому что перевозка машин с АвтоВАЗа на Дальний Восток равна их стоимости. Это невыгодно. Поэтому без создания производств, работающих в режиме промсборки, вряд ли удастся победить тенденцию эксплуатации машин с правым рулем. Причем машин с предельными сроками эксплуатации. Ведь если посмотреть средний срок службы автомобилей, которые эксплуатируются на Дальнем Востоке, то он составляет пять – семь лет. Т.е. когда выгодно в Японии автомобиль продать, а в России – купить. Эту тенденцию надо ломать».

История борьбы с праворульными иномарками напоминает сериал, продолжающийся уже лет пятнадцать. И развивается он по формуле «запретить нельзя оставить». Все зависит от того, где поставить запятую. При этом сталкиваются прямо противоположные мнения. Сторонники жесткого запрета ссылаются на мировой опыт и то, что в Европе не регистрируют транспортные средства с правым рулем, а в Японии – с левым. Противники говорят о доступных ценах. Проект техрегламента о безопасности колесных транспортных средств сейчас дорабатывается. В середине мая его рассмотрит правительственная комиссия по техническому регулированию. Если документ будет принят, поставить на учет вновь ввезенную машину с правым рулем будет невозможно. Но изымать уже находящиеся в эксплуатации автомобили никто не собирается.

РГРК «Голос России» 14.05.09