26.10.09

В Минске опасаются Таможенного союза

Профильная комиссия парламента Белоруссии сегодня рассмотрит пакет документов, подписанных в рамках создания Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана.

Как поясняет пресс-служба парламента, всего для ратификации поступило 13 договоров. В понедельник планируется рассмотреть пять из них.

Белорусские депутаты изучат соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот, о секретариате комиссии Таможенного союза (ТС). Сегодня также будут рассмотрены протоколы о единой системе тарифных преференций, предоставлении тарифных льгот, об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок единого таможенного тарифа.

Напомним, что последние учредительные документы, касающиеся создания Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, были согласованы на прошлой неделе в четверг. Ключевые из них стороны должны подписать в Минске 27 ноября. В частности, должны быть подписаны Таможенный кодекс, договор о едином нетарифном и таможенно-тарифном регулировании и соглашение об организации деятельности комиссии ТС.

Экономически активную общественность Белоруссии пугает стремительное продвижение трех стран к реализации идеи создания ТС. Бизнес беспокоит отсутствие информации о том, какими станут ввозные пошлины после вступления в силу единого таможенного тарифа (1 января 2010 года) и каким будет механизм зачета НДС в рамках ТС.

В конце минувшей недели сразу два крупных бизнес-объединения страны обсуждали тему создания ТС. Шквал вопросов на эту тему вынудил первого вице-премьера правительства Владимира Семашко пообещать, что в начале ноября для представителей бизнеса будет организован семинар, объясняющий механизмы работы в ТС.

Однако, судя по высказываниям белорусских бизнесменов, беспокоит их не только то, о чем они не знают, но и многие уже понятные новшества. В частности, самое очевидное – товары всех трех стран будут свободно перемещаться по территории Белоруссии, России и Казахстана без всяких ограничений. Предприниматели считают, что национальные условия хозяйствования ограничивают возможности предприятий и ставят их в менее выгодные условия по сравнению с теми, которые созданы в России и Казахстане. Они опасаются, что более свободные в принятии решений конкуренты из этих стран заполонят белорусский рынок, что может привести к разорению местных компаний. Поэтому представители бизнеса требуют от правительства ускоренной либерализации и выравнивания хозяйственных условий, к чему чиновники еще не совсем готовы.

Эксперт по вопросам экономики, принимавший участие в подготовке учредительных документов ТС, признался «НГ», что опасения белорусских компаний небеспочвенны. По его словам, все основные вопросы в ТС рассматриваются «сквозь призму Москвы». В частности, он пояснил, что финансовые требования, которые формулирует общее таможенное законодательство, например, к компаниям-перевозчикам, могут оказаться неподъемными для белорусских компаний. В свою очередь, это приведет к захвату рынка российскими компаниями и банкротству местных.

Несмотря на то что создание ТС идет семимильными шагами, скептицизм в отношении скорого результата остается. Повод дают высказывания некоторых белорусских чиновников. В частности, в пятницу представитель Минэкономики заявил, что белорусская сторона настаивает на выравнивании цен на энергоносители в ТС. В противном случае российские субъекты будут иметь преимущества. Непростым видится и согласование вопроса о распределении таможенных пошлин. Как сообщалось, Россия считает, что 90% должно поступать в российский бюджет, и этот вопрос «остро дискутируется». Неясно пока, когда границу откроет Казахстан. Ранее шла речь о том, что это произойдет 1 июля 2011 года, однако впоследствии Казахстан заявил о своем желании открыть границу одновременно с Россией и Белоруссией – с 1 июля 2010 года.

Как ранее писала «НГ», многие эксперты в Минске считают проект по созданию ТС больше политическим, чем экономическим. Они полагают, что он призван расширить геополитическое влияние России. Интерес Белоруссии в ТС – дешевые энергоносители, а это значит, что этот вопрос может оказаться камнем преткновения в реализации этого проекта.

Независимая газета; 26.10.09