20.07.07

В России будут работать все ключевые логистические операторы

RBCdaily ; 20.07.2007

Интервью с главным исполнительным директором DPD Хансом Флюри
Сегодня все больше западных компаний проявляют интерес к российскому рынку транспортно-логистических услуг. По сравнению с мировым он растет весьма высокими темпами, а его потенциал оценивается западными экспертами в 120—150 млрд долл. О своих планах в России и взглядах на российскую логистику корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК рассказал главный исполнительный директор немецкой компании DPD GeoPost GmbH & Co.KG ХАНС ФЛЮРИ.

— Как давно DPD работает на европейском и российском рынках?

— DPD была основана в 1976 году и стала первой негосударственной службой доставки посылок в Германии. Услуги DPD для России являются достаточно новыми. Первые импортные посылки DPD прибыли в Россию в октябре 2005 года, услуга по доставке посылок за рубеж из России DPD Classic предлагается с сентября 2006 года. Российский партнер DPD — группа компаний Armadillo, работает в России свыше 15 лет.

— Каковы основные сферы деятельности вашей компании в России?

— Из компании, работающей на внутренних рынках, DPD все больше трансформируется в настоящего международного оператора. DPD близка к завершению формирования своей сети в Европе и активно готовится к выходу на новые ключевые рынки.

— Каковы планы DPD по развитию бизнеса в России?

— В России мы планируем и далее развивать сервисное предложение DPD: расширять географию обслуживания (в настоящее время услугой DPD Classic можно воспользоваться для отправки из России в 18 стран, преимущественно ЕС), предлагать дополнительные опции (например, оплата получателем).

— Каким вам видится российский логистический рынок?

— Российский рынок растет бурными темпами. Темпы роста рынка транспортно-логистических услуг составляют не менее 30% в год, при этом двузначные проценты роста сохранятся и в среднесрочной перспективе. Так, например, оборот Armadillo в прошлом году возрос на 51% по сравнению с 2005 годом, а за последние два года удвоился.

Но в то же время рынок фрагментирован и неоднороден. С одной стороны, работают крупные международные компании, которые задают высокие стандарты качества.

С другой стороны, мы видим большое количество небольших «нишевых» игроков, которые предлагают простейший сервис доставки с минимумом или полным отсутствием дополнительных сервисов (таких как возможность отслеживания статуса доставки, доставка от двери до двери).

— Какой сервис, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребован в России?

— Все большее количество клиентов, особенно в экономически развитых регионах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), предъявляют все более высокие требования к качеству услуг доставки. Выбор транспортно-логистического провайдера по качеству и надежности особенно актуален, когда речь идет о клиентах, отправляющих высоко­стоимостные или срочные товары, например ноутбуки, компьютеры, мобильные телефоны, запчасти.

Но существует значительный по объему и фрагментированный сегмент грузоперевозок, где около 80% перевозчиков — это небольшие, нишевые игроки, которые подчас работают не совсем прозрачно. Как правило, они не дают клиентам каких-либо гарантий, и их основной аргумент для продаж — низкие цены.

— В чем основные отличия российского рынка логистических услуг от европейского?

— В техническом плане больших различий нет — используется то же программное обеспечение, компьютерное оборудование, те же автомобили. Если же говорить о качестве инфраструктуры, особенно дорожной сети, здесь российскому рынку есть куда развиваться. Но основным различием между европейским и российским рынками является то, что в Европе рынок характеризуется высокой степенью насыщения, тогда как рынок в России еще далек от насыщения. Поэтому неудивительно, что большинство крупнейших международных логистических операторов проявляют интерес к России. Со вступлением России в ВТО можно ожидать, что в России будут работать все ключевые логистические операторы — либо через собственные офисы, либо через партнерства.

— Каковы основные тенденции развития российского логистического рынка?

— Бурный рост наблюдается в региональной логистике в связи с расширением присутствия в регионах крупных компаний. Активно осваивают регионы и игроки логистического рынка. Armadillo за последние два года удвоила количество филиалов.

По всей России наблюдается бум в складском сегменте. Это связано с нехваткой складов класса А и В — спрос сегодня существенно превышает предложение.

Лидирующие компании передают логистику на аутсорсинг, фокусируясь на основном бизнесе. Это особенно характерно для компаний, работающих на рынках с относительно высокой (для России) степенью насыщения, например для телекоммуникационной отрасли.

Стремясь к поставкам точно в срок и экономии на складских издержках, все больше компаний в России переходят от складской логистики к прямым поставкам от оптовика (производителя) на полки магазинов. Такая модель организации логистики, апробированная в Европе, сегодня приходит в Россию.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российского транспортно-логистического рынка?

— Складской бизнес на сегодняшний день сконцентрирован в основном в Москве и частично в Санкт-Петербурге. В регионах мы видим большое количество складов, не соответствующих современным требованиям. В то же время крупные компании, в первую очередь ритейлерские, активно движутся в регионы и при этом испытывают необходимость в качественных решениях складской логистики.

— Насколько реально решить эти проблемы?

— В дальнейшем передача логистических функций на аутсорсинг и потребность в качественном логистическом сервисе в России будут возрастать. Поскольку клиенты предпочитают получать услуги из одного источника, опережающими темпами будут расти сегменты комплексной и управленческой логистики. Со вступлением России в ВТО возрастет спрос на качественные услуги импорта и экспорта, опять-таки преимущество будет у операторов, предлагающих комплекс услуг — транспортировку, таможенное оформление, хранение, дистрибуцию.

В свою очередь, это означает, что логистические операторы будут стремиться к созданию альянсов. На логистическом рынке будут происходить слияния и поглощения, что в итоге приведет к тому, что на рынке останется относительно небольшое количество сильных игроков.

Резюмируя, можно сказать, что у логистических провайдеров в России есть все основания для оптимизма. Об этом говорят и невысокая пока насыщенность логистического рынка, и благоприятный экономический климат в России.

— Какой вы видите российскую логистику через несколько лет?

— Это значительно более однородное качество сервиса. Как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других российских регионах. Это альянсы между игроками. Небольшие игроки, которые не будут аффилированы в том или ином виде с крупными международными операторами, вряд ли останутся на рынке. Совокупная доля рынка крупнейших логистических операторов спустя пять лет составит не менее 50% — сегодня, по различным оценкам, она составляет от 20 до 30%. Ну и, наконец, значительно более развитая операционная инфраструктура по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня.

Ханс Флюри родился в Швейцарии в 1952 году. В 1976 году начал свою трудовую деятельность в компании Kraft Foods в США. С 1979 года работал в компании Philip Morris International. С 1999 по 2003 год занимал должность президента Philip Morris по региону ЕС. В 2003—2004 годах отвечал за реализацию различных проектов в компании GeoPost International Management and Development Holding GmbH, в том числе за развитие межконтинентального бизнеса. С февраля 2005 года является главным исполнительным директором DPD GmbH & Co.KG и DPD GeoPost.