22.11.05

В ТПП РФ решили усилить внешнеэкономическую деятельность

Деятельность комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности будет серьезно изменена в плане взаимодействия с другими комитетами, - об этом заявил глава комитета, депутат Госдумы Сергей Глазьев.

Если до сих пор комитет был самодостаточной структурой, взаимодействующей только с заинтересованными во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представителями российской промышленности и торговли, то теперь возникла необходимость строить деятельность комитета как подразделения, координирующего ВЭД с другими комитетами ТПП , - пояснил С. Глазьев.

Последнее заседание комитета по содействию внешнеэкономической деятельности ТПП РФ в этом году, которое состоялось 21 ноября, прошло уже в новом формате - с участием руководителей других заинтересованных комитетов ТПП РФ. Заседание было посвящено рассмотрению вопроса о ЕЭП, поэтому в его работе приняли участие генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота и Национальный координатор России в ЕЭП Дмитрий Сухопаров. Если генеральный секретарь ЕврАЗЭС основное внимание в своем докладе уделил политическим аспектам в деятельности ЕврАзЭС, то Национальный координатор России в ЕЭП Д. Сухопаров посвятил свое выступление экономическим проблемам в интеграционных сообществах на постсоветском пространстве как ЕЭП и ЕврАзЭС.

Он подчеркнул, что в настоящее время работа по ЕЭП ведется в рамках рабочей группы, т.к официальный Киев заявляет о готовности подписать лишь половину из обозначенного круга договоренностей. Главы трех государств (коме Украины) договорились при условии подписания 1 декабря 2005 г. первых 29 соглашений подготовить к подписанию 1 марта 2006 г. следующие 15 соглашений. Фактически будет создана правовая база Таможенного союза, при этом Украина настояла на том, чтобы в формулировках сочетание Таможенный союз не использовалось. Украинцы предпочитают термин зона свободной торговли без изъятий и ограничений , - сообщил Д. Сухопаров.

Впрочем, членов комитета ТПП РФ больше волновали такие проблемы, как вступление России в ВТО и необходимость вести договоренности в рамках ЕврАзЭС с третьими странами в интересах российских производителей. На что Д. Сухопаров отметил, что страны сообщества будут вступать в ВТО по отдельности, но поскольку Россия пройдет эту процедуру первой, то все другие страны будут вступать в ВТО с учетом российских договоренностей со всемирной организацией. Исключение составляет Кыргызская Республика, которая уже вступила в ВТО на очень плохих условиях , пояснил Д. Сухопаров. Однако географическое положение Киргизии не дает ей возможности торговать с третьими странами, и потому пока не бьет по рынкам стран ЕврАзЭС .

При этом, по мнению участников заседания, вопрос о необходимости защиты внутреннего рынка от недобросовестных импортеров наиболее злободневный. Был приведен пример работы белорусских экспортеров. Статистика ввоза из Республики Беларусь сахарного песка показывает, что с 1 января 2005 г., после перехода на взимание НДС по стране-экспортеру товара, только половина белорусских товаров проходит по железной дороге. Другая половина идет транзитом через Россию в другие страны. Но ответы на запросы в торгпредства этих стран показали, что ни одной тонны белорусского сахара там не получили. Это означает, что экспортеры избегают уплаты НДС, и это открывает новые, уголовные, страницы в наших отношениях , - подчеркнул один из членов комитета.

Председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов отметил, что данные Росстата по объему потребительского рынка в России расходятся с экспертными оценками на $ 150 млрд. По существу это бюджет страны, который "гуляет", и значительная доля этого сегмента - в импорте и во внешней торговле , - отметил глава комитета ТПП. Он предложил в планах работы на следующий год двум комитетам провести совместные мероприятия по поиску приближения к истинным параметрам потребительского рынка, поскольку без специалистов по ВЭД эту проблему не решить .

Глава другого комитета ТПП РФ - по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков отметил, что для субъектов малого и среднего предпринимательства рынок СНГ приоритетный и очень интересный. Однако неподъемные накладные расходы для многих предприятий, которые уже переросли региональные рынки и хотели бы выйти на рынок СНГ, не позволяют им найти свою нишу и успешно реализовывать свою продукцию , - подчеркнул он. В. Ермаков также сообщил, что на сегодняшний день проработана и действует программа по выводу продукции МП на зарубежные рынки. Но, по его словам, парадокс работы этой программы в том, что она сейчас более востребована на таком направлении как рынки ЕС, нежели СНГ.

Хотелось бы все разработанные и действующие механизмы по продвижению продукции малых предприятий на европейские рынки быстро и эффективно развернуть на пространство СНГ. Для этого необходима кооперация с комитетом по содействию внешнеэкономической деятельности ТПП РФ в поиске партнеров на территории СНГ. Необходимо сконцентрировать ресурсы в поиске серьезных партнеров с той стороны, поскольку продвигать продукцию малых предприятий можно только в привязке к конкретным рынкам, обеспечив механизм продвижения , - заключил глава комитета.

Альянс Медиа; 22.11.05