16.05.23

ВЭД в условиях частичной легализации параллельного импорта

Александр Викторович Кирильченко, адвокат, руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation

Выступление А. В. Кирильченк на конференции ТПП России «Внешнеэкономическая деятельность в новых условиях», 19.04.2023.

Тема уже продолжительное время остается животрепещущей. В ней всегда спорят две стороны: параллельные импортеры и правообладатели.

В сегодняшних условиях государство, видя дефицит или угрозу дефицита на рынке, делает ставку на параллельный импорт. Насколько последовательны действия властей в этом направлении, давайте обсудим.

На слайде изображены наиболее востребованные категории товаров, которые ввозили по параллельному импорту. Хотя легализация параллельного импорта коснулась гораздо большего числа товаров.

Частичная легализация параллельного импорта

Минпромторг утвердил перечень, куда включены бренды, которые можно привозить параллельно. Он сформулирован по принципу – запрещено все, что не разрешено. То есть параллельный импорт разрешен только в отношении ограниченного списка брендов. Бренды, не попавшие в перечень в качестве разрешенных к параллельному импорту, ввозить параллельным путем нельзя. Поэтому возникает вопрос: делаем ли мы ставку на параллельный импорт или нет?

Перечень Минпромторга живой и активно меняется. На слайде отражена хронология событий, включения и исключения брендов из этого перечня. Обусловлено это тем, что есть бренды, которые ушли и не хотят работать на российском рынке, есть бренды, которые не ушли с российского рынка, а есть те, которые формально ушли, но хотят работать на российском рынке и работают. Поэтому подход к ним должен быть разный.

Правовые сложности

О правовой стороне вопроса. Россия находится в составе Евразийского экономического союза. В силу утвержденного в ЕАЭС регионального принципа исчерпания прав параллельный импорт на территорию ЕАЭС запрещен, потому что нужно получать согласие правообладателя на введение товаров с их товарными знаками в оборот на территорию Союза. После ввоза в ЕАЭС с согласия правообладателя можно беспрепятственно перемещать такие товары по территории всего Союза.

Правила ЕАЭС по интеллектуальной собственности как международные нормы имеют приоритет над внутрироссийскими нормами. Соответственно у нас должен действовать региональный принцип, то есть, запрет параллельного импорта. Но в РФ частично разрешили параллельный импорт. Это юридическая проблема, которая также требует своего разрешения. В противном случае параллельный импорт даже по Перечню Минпромторга остается юридически в «подвешенном» состоянии.

ТРОИС

Несмотря на это, параллельный импорт существует. Но поскольку у нас параллельный импорт разрешен только частично, то остальные бренды таможенной службе надо защищать, поэтому ТРОИС продолжает работать с возможностью приостановления выпуска на 10 плюс еще 10 дней. А если товар разрешен к параллельному импорту, то тогда включается механизм проверки на предмет подделки (контрафактного товара). Но как контролировать подделки на этапе таможенного оформления товаров, когда выпуск должен был производится в течение 4 часов, а при условии автовыпуска – в течение минут? В итоге по причине проверки на предмет подделки таможенное оформление товаров, разрешенных к параллельному импорту, может быть затянуто.

Сертификация товаров

Ввозимые товары необходимо сертифицировать. С 2022 года правила сертификации упрощены, например, декларацию соответствия можно оформить на основе собственных доказательств, но это временная мера, до сентября 2023 года. А что делать дальше? Такие неопределенности мешают вкладываться в этот бизнес долгосрочно.

Параллельному импортеру без поддержки со стороны производителя сертифицировать товары не просто. Если нет договора с владельцем бренда, с изготовителем товаров, то серийный сертификат не оформить. Это тоже проблема.

Таможенная стоимость


Еще одна сложность для параллельных импортеров – контроль таможенной стоимости товаров. От этого зависит сумма таможенных платежей, таможенные расходы в целом.

Сторонники параллельного импорта ранее всегда отмечали, что на других рынках можно найти оригинальные товары по более низкой цене, чем предлагают официальные импортеры на российском рынке.

Однако представители Федеральной таможенной службы говорят о другом. Если товар везет параллельный импортер, то очевидно у него сейчас более дорогая логистика, а в этой цепочке больше посредников и агентов, по экономической логике цена у параллельного импортёра должна быть выше, чем у официального поставщика. В противном случае это повод для проверки таможенной стоимости, которая предполагает внесение денежного обеспечения. Все это ложится расходом на товарную цепочку параллельного импорта.

Поэтому тот же вопрос – мы делаем ставку на параллельный импорт или нет?

Риски покупки параллельных товаров

Наконец, параллельный импортер прошел все предыдущие этапы и привез параллельный товар для последующей продажи. В рамках проверки ввезенных товаров, в т.ч. полноты уплаты таможенных платежей, таможенники вправе прийти не только к импортеру, но и к приобретателю этого товара на внутреннем рынке. Если они обнаружат, что товар незаконно перемещен, недостоверно задекларирован, с недоплатой таможенных платежей, то есть правовой механизм потребовать эти таможенные платежи с приобретателя такого товара. Пока таких ситуаций не так много, но при этом они есть. В этой связи у крупных компаний-дистрибьюторов или ресейлеров, которые продают товары в розницу, возникает вопрос легальности ввоза и таможенного оформления параллельных товаров. С их покупкой компания приобретает и таможенные риски.

"Альта-Софт"