30.11.06

Великий Шелковый Путь- сеть логистических центров

Грандиозные масштабы проекта "Великий Шелковый Путь", который реализует корпорация EMCTC, продиктованы не амбициями, а требованиями современной российской экономики.

Мы внимательно следим за ходом реализации проекта, задуманного корпорацией "Единая сеть международных таможенных складов". Первый материал о проекте, приуроченный к открытию в Немчиновке первого терминала сети логистических центров "Великий Шелковый путь", журнал "Логинфо" опубликовал в ноябре прошлого года. Как же обстоят дела сегодня?

Немного истории

Сначала предлагаем вернуться к истории вопроса. Нет, не на 2 тысячи лет назад, когда между Китаем и Европой появился Великий Шелковый Путь, а в 1993 год. Именно в это время кандидат технических наук по биотехнологиям МВТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Елин решил заняться складским и таможенным бизнесом. Причину, по которой произошла смена рода деятельности, он объясняет просто - время было такое. Это объяснение Владимир Елин использует очень часто, и оно отлично отражает основной принцип работы корпорации -внимательное изучение и неукоснительное следование конъюнктуре рынка.
Интерес к логистическому бизнесу появился тоже просто -пришлось заплатить основательную сумму за таможенную очистку и хранение собственного груза в Шереметьево. Выяснилось, что в таможенной зоне аренда 1 кв. м склада стоила $0,5 в сутки, а при авиапортах плата за хранение 1 кг товара доходила до $0,2 в сутки. После несложных вычислений стало ясно, что из недвижимости, которой владела компания, можно получить приличные доходы. В Московском таможенном управлении незамедлительно была получена лицензия на СВХ (за номером 4), и за первые 2 месяца все вложения окупились. Потом к СВХ добавились услуги склада ответственного хранения, подборка клиентских товарных заказов и контейнерная доставка на территории Сибири и Дальнего Востока, появилась компания с красноречивым названием "Единая Международная Сеть Таможенных Складов" (EMCTC). Учредители предполагали создать на территории России и в столицах стран СНГ сеть из складов по 10 тыс. кв. м каждый. Однако приступить к реализации проекта удалось только через 10 лет, когда для этого созрел рынок. Сейчас теряют актуальность "черные" и "серые" схемы, составлявшие в середине 90-х до 50% внешнеторгового оборота, появляются серьезные иностранные инвесторы, которых в то время можно было увидеть только по телевизору, на рынке работают абсолютно прозрачные компании. Таким компаниям требуется не менее прозрачная логистика, что подразумевает эксплуатацию качественных современных терминалов, полностью исключающих возможность хищений, приписок и теневого оборота.



Реагируя на изменения

Специалистам по логистике хорошо известно, с чем сталкивается крупная компания, решившая выйти на российский рынок с серьезными намерениями. Она обнаруживает катастрофическую нехватку качественных складских помещений, отсутствие отлаженной логистической системы и гарантированной связи производителя с потребителем, несогласованность действий частных и государственных структур.

Реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, руководство ЕМСТС провело коренную модернизацию своего проекта, включавшую изменение всех его параметров и ребрендинг.

В результате в 2005 г. появилось новое название - "Великий Шелковый Путь" ("Great Silk Way"). Сегодня проект предполагает создание современной сети логистических центров от Европы до Северной Америки и Китая. Китайская сторона уже проголосовала рублем, то есть долларом, - 14 июля 2006 г. в Москве корпорация "ЕМСТС" и Государственная Гуандунская корпорация материальных ресурсов (КНР) подписали Соглашение о прямых инвестициях с китайской стороны в объеме $80 млн. Инве- стиции предназначены для строительства логистического центра в Московском регионе. А общий объем инвестиций китайской стороны составит $200 млн. Это реальный шаг по "Великому Шелковому Пути"!

Аналогичные по масштабу проекты реализуют компании НЛК, ФМ-Логистик, РЛС, Таблоджик. Надеемся, что совместные усилия российских девелоперов устранят логистические "провалы" российского рынка.

Из чего состоит Великий Путь

Первоначальные планы были таковы: примерно 1 год на маркетинг, подготовку документации, поиск земельных участков, подготовку бизнес-планов, получение согласований от госорганов, переговоры с российскими банками и инвестиционными компаниями. Большая часть работы уже проделана, достигнуты соглашения с банками и небанковскими инвесторами. Даже успели параллельно с переговорами и расчетами бросить "пробный шар" и сдать первый склад класса "А" - "Терминал в Немчинове".

Напоминаем: в 1995 г. структурный элемент проекта задумывался как склад на 10 тыс. кв. м. После модернизации он был сохранен только для городов, имеющих не очень высокий инвестиционный индекс. В Москве будут создаваться многофункциональные ЛЦ класса "А" до 100 тыс. кв. м, в Санкт-Петербурге - 50-60 тыс. кв. м, в остальных городах - 15-20 тыс. кв. м с возможностью увеличения площадей в 2-3 раза. Планируемая площадь логистических центров в городах-миллионни-ках - 330 тыс. кв. м., а сумма требуемых инвестиций составляет $236 млн. Сеть ЛЦ будет построена в 13 городах-мил-лионниках, сначала в пределах европейской части России, затем в Сибири и на Дальнем Востоке. Таков первый этап проекта, который займет 4-5 лет.

На втором этапе предполагается построить ЛЦ в российских городах с населением 0,5-0,9 млн человек. Этот этап продлится с 2010 до 2015 г., объем строительства -100-150 тыс. кв. м. Проект завершится к 2020 г., когда в столицах стран ЕЭП и ЕврАзЭс будут построены логистические центры общей площадью до 150 тыс. кв. м. Согласно концепции строительства, в Подмосковье центры будут строиться в 5-15-километровой зоне от МКАД по восьми ключевым федеральным трассам (всего таких трасс 18). В Санкт-Петербурге запланированы площадки по Таллинскому шоссе (юго-западное направление), площадка в районе Шушар (Московская трасса). В городах с населением свыше 1 млн человек ЛЦ будут размещаться в 3-4 км от города, желательно в промышленных зонах, и наилучший вариант - это придорожная территория с правой стороны при въезде в город.

Для реализации проекта создается специальная функционально-организационная структура.

Функционально-организационная структура проекта:

o Управляющая компания, осуществляющая общее управление проектом и владеющая всеми функциональными компаниями.
o Строительная компания, осуществляющая строительство всех объектов недвижимости в рамках проекта.
o Имущественная компания, владеющая и эксплуатирующая объекты недвижимости в рамках проекта.
o Логистическая компания, управляющая работой логистических центров.
o Транспортная компания, владеющая транспортными средствами в рамках проекта и обеспечивающая грузопотоки авто-, авиа- и ж/д транспортом.

Текущая ситуация такова. Управляющей компанией проекта "Великий Шелковый Путь" является ЗАО "Корпорация "ЕМСТС", уже созданы девелоперская компания ЗАО "ДжиЭс-Вэй", логистическая компания ЗАО "Смарт Логистик Групп", создаются строительная и транспортная компании на основе ранее действующих. Из федеральных инвесторов в проект вошла инвестиционная компания А1, входящая в "Альфа Групп". Первым совместным шагом с А1 явился очередной проект "Терминал Солнечный" общей площадью 60 тыс. кв. м, находящийся на реконструкции. Срок сдачи - ноябрь 2006 г. Продолжаются переговоры с международными банками и инвестиционными фондами о соинве-стировании проекта "Великий Шелковый Путь" на других площадках Московского региона, Ленинградской области и крупных городах России.
>Основные технические характеристики объектов:

Для Москвы и Санкт-Петербурга:

o предполагаемая площадь земельного участка для каждого центра - от 15 до 30 га;
o логистические центры класса "А" общей площадью от 50 тыс. до 100 тыс. кв. м каждый, в том числе офисные помещения площадью 4-10 тыс. кв. м;
o вспомогательные технические помещения площадью 2-4 тыс. кв. м.

Для Тюмени, Казани, Уфы:

o предполагаемая площадь земельного участка для каждого центра от 10 до 15 га;
o логистические центры класса "А" общей площадью 20 тыс. кв. м каждый, в том числе:
о офисные помещения площадью 2,5 тыс. кв. м класса "В";
o вспомогательные технические помещения площадью 1 500 кв. м.

Для остальных городов-миллионников:

o предполагаемая площадь земельного участка для каждого центра 10 га;
o логистические центры класса "А" общей площадью 15 тыс. кв. м каждый, в том числе:
o офисные помещения площадью 2 тыс. кв. м класса "В";
o вспомогательные технические помещения площадью 1 тыс. кв. м.
Кроме того, на участке предполагается наличие следующих коммуникаций:
o система связи, оптиковолоконная коммуникация, другие виды связи;
o водопровод, канализация, электрификация, газоснабжение, теплоснабжение.
Будет заасфальтирован участок, прилегающий к ЛЦ, подъездные дороги шириной 10 м к зданиям складов, предполагается подведение ж/д ветки.

Основной транспортной составляющей каждого ЛЦ должен стать Центр экспедиции и перевозок, включающий следующие направления:
o автоперевозки мало- и крупнотоннажные - в основе автомобильного парка должны быть автомобили типа "Бычок", "Газель" с объемом перевозимого груза 15-20 куб. м и весом 3-5 тонн, а также автомобили с объемом перевозимого груза 30-50 куб. м и весом до 10 тонн;
o авиаперевозки - осуществляются на базе существующих транспортных авиарейсов, путем экспедирования грузов и доставки гру- зов из аэропортов до дверей клиента, через представительства ряда специализированных компаний; o ж/д перевозки - осуществляются на основе экспедирования имеющимся парком ОАО "РЖД" и его агентов.

Основными задачами логистического центра должны стать: повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок; организация комплексного транспортного обслуживания клиентов; расширение видов оказываемых услуг и повышение их качества. Качественными показателями работы специалистов логистических центров избраны: рост объемов перевозок транзитных грузов; сокращение времени их доставки из-за уменьшения простоев на пунктах перевалки грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах; расширение международного сотрудничества. Основные функции логистического центра должны обеспечить реализацию новых видов услуг и удовлетворение повышенных требований пользователей транспортных услуг к комплексности и качеству обслуживания.

Комплекс перечисленных услуг соответствует уровню сетевого 3PL оператора.

Без Минтранса - никуда...



В интервью телеканалу "РосБизнесКонсалтинг" Владимир Елин сообщил, что сейчас проект проходит согласование в Минэкономразвития и Минтрансе. Это вызывает особый интерес в свете намерений транспортного ведомства закрыть съезды с федеральных трасс, работающих с перегрузкой более 30%.

Ближайшие намерения Минтранса озвучила недавно в ходе круглого стола "Государственно-частное партнерство в сфере развития логистики в России" Юлия Зворыкина, директор департамента развития инфраструктуры и инвестиции Министерства транспорта России. Она сообщила, что министерство намерено закрыть все съезды с Ленинградской трассы, и рекомендовала учитывать это обстоятельство при строительстве новых объектов. Принято решение закрыть съезды с федеральных трасс на выезде из Москвы, сейчас проводятся согласования с региональными властями Москвы и области.

Эти проблемы разработчики "Шелкового пути" учитывали еще на ранних стадиях развития ЕМСТС. Поэтому все предполагаемые площадки под строительство ЛЦ сначала проходят согласования с дорожной службой и планом развития пригородов, затем экспертизу на предмет развития коммуникаций в других ведомствах. 1 олько после получения всех положительных заключений принимается решение о размещении на этой земле ЛЦ.

Кстати, Владимир Елин был на знаменательном совещании в Минтрансе, в ходе которого было озвучено официальное мнение об изоляции федеральных трасс от складских объектов. Руководитель ЕМСТС напомнил, что в 1991-94 гг., когда перевозки, складские услуги, таможенная очистка не назывались громким словом "логистика", включенным нынче во все федеральные программы, только частный бизнес инвестировал собственные средства в ее основу. Так что стоит уважать инвесторов. Правильнее предлагать замещение участков их владельцам для укрупнения и развития ЛЦ в целом.

Для защиты интересов логистов России и для более квалифицированного подхода к развитию логистики в различных регионах создана Национальная логистическая ассоциация. В нее вошли в основном все лидеры российской логистики, а при Минтрансе России создан экспертный совет по логистике. Это очень правильный и эффективный шаг со стороны Минтранса России. Что ж, надеемся, что совместными усилиями государственных и частных структур план развития "Великого Шелкового Пути" будет благополучно выполнен. В заключение сообщаем читателям, что самую актуальную информацию о проекте можно найти на специальном сайте www gsway.ru.

Журнал "Логинфо"; 7-8 2006г.