Великий транзитный путь
Реформа таможни позволит России слить Европу и Азию в "транспортном экстазе"
Вчера исполнился ровно год с тех пор, как Владимир Путин запретил таможне и бизнесу "сливаться в экономическом экстазе". В годовщину выяснилось, что дела на таможне идут только хуже: потери экономики выросли вдвое, очереди на границе меньше не стали. Менять ситуацию взялся первый вице-премьер Сергей Иванов. О чем он и заявил вчера на совместном заседании коллегий Минтранса и Федеральной таможенной службы.
"Доступная граница"
Глобальная цель первого вице-премьера - сделать Россию великим транзитером, перевалочной базой между Европой и Азией. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, "доходы России от транзита через ее территорию могут достигнуть $10-12 млрд в год". Для сравнения: сейчас за счет экспорта транспортных услуг Россия получает всего $4 млрд. Для достижения цели нужно как минимум сократить многокилометровые очереди на таможенных пунктах и избавиться от контрабанды и разгула таможенников. Это позволит не только уменьшить потери грузоотправителей, получателей и перевозчиков, повысить их конкурентоспособность, но и увеличить международный товарооборот.
По данным Минтранса, потери российских перевозчиков от ожидания въезда в режимную зону только на 14 основных пунктах составили в 2006 году свыше 3 млрд рублей - в два раза больше, чем в 2005-м. Антирекордсмен - КПП «Торфяновка» (на границе с Финляндией), потерявший в прошлом году 1,5 млрд рублей. Всего, по расчетам того же Минтранса, если учитывать убытки не только российских, но и зарубежных перевозчиков, потери оцениваются в 7-7,5 млрд рублей в год. Именно столько перевозчики в итоге перекладывают на российских импортеров и экспортеров, а те в свою очередь - на потребителей. "С этой цифрой и нужно сопоставлять затраты, требуемые на создание современной системы пропуска", - заявил вчера заместитель министра транспорта Евгений Москвичев.
Маяком по контрабанде и разгильдяйству
С количеством денег, необходимых на модернизацию таможни, чиновники в целом определились. Теперь следует ждать дальнейших антикоррупционных потрясений в таможне. Не зря вчера первый вице-премьер тренировался в красноречии на таможенную тему. "Я считаю, что не обязательно осуществлять растаможку в узком горлышке на контрольно-пропускном пункте. Можно идти на то, чтобы в крупных логистических центрах внутри российской территории осуществлять эту процедуру, не задерживая перевозку грузов", - заявил Сергей Иванов. Но для этого нужен серьезный контроль за теми, кто пересек границу. "На каждую фуру вешается маяк ГЛОНАСС, а правила таковы, что если фура по дороге в крупный таможенный терминал куда-то свернет, то санкции должны быть разорительными для компании-грузоперевозчика, штраф в миллионы долларов, чтобы она не скинула груз по дороге". Как оснастить маяком каждую фуру, а затем отследить каждый ее поворот, Иванов вчера не пояснил.
Среди инициатив попроще - решение сократить до 100 сегодняшние 400 пропускных пунктов на границе, в оставшихся существенно улучшить инфраструктуру: оснастить пункты пропуска новым оборудованием, расширить дороги на подъездах к ним, чтобы, в частности, разделить грузовой и пассажирский потоки. "Почему бы на подъездах к автомобильных пунктам пропуска не создавать своего рода "зеленые улицы" для легковых автомобилей и автобусов, не заставляя людей иногда до суток стоять в общих очередях с тяжелыми фурами?" - спрашивает Иванов.
Никакого интима между таможней и бизнесом
Иванов настаивает: "Таможня должна быть полностью отделена от каких-либо коммерческих функций, поскольку она выполняет государственную задачу". Значит, он признает, что пока этого нет. В антикоррупционной борьбе первого вице-премьера поддерживают частные перевозчики. "На границе работают коммерческие фирмы, требующие с нас огромные суммы за помощь", - посетовал один из членов Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), гендиректор нижегородского ООО "НБИ Транспорт-Сервис" Рафик Сулейманов. По его расчетам, ежегодный доход посредников составляет более 1,8 млрд рублей, а максимальная рентабельность перевозчиков при этом не превышает 3-5%. Сулейманов предложил передать посредническую функцию в государственные руки (предложение о создании госорганизации по вопросам содержания таможенной инфраструктуры перед этим звучало на коллегии), а транзитную - единому перевозчику (то есть АСМАП). "Мне хочется вас искренне пожалеть, - заявил молчавший до этого глава ФТС Андрей Бельянинов. - Но лучше я передам эту инициативу своим налоговым коллегам, чтобы они проверили вашу настоящую рентабельность".
Как России стать великой транзитной страной?
Михаил Маргелов / председатель комитета Совета федерации по международным делам
Россия уже является таковой, и чтобы понять это, достаточно взглянуть на глобус. Наша страна связывает, а не разделяет Северную Америку и Европу, Японию с Китаем и ту же самую Европу, то есть Россия - это большой транспортный коридор. Этот коридор порой плохо освещен и имеет выбоины в полу, но надо делать ремонт и превращать его в привлекательную транзитную артерию. Все возможности для этого у нас есть.
Сергей Шишкарев / зампред комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, член фракции «Единая Россия»
Необходима развитая дорожная сеть и разгрузка Транссиба, а также конкурентные тарифы на перевозку грузов. Должны появиться зеленые коридоры. Когда перевозчик убедится, что досмотр и таможенное оформление груза осуществляются быстро и удобно для бизнеса, он не станет искать ни других путей через границу, ни посредников. Наконец, необходимо максимально автоматизировать процедуру таможенной очистки крупнотоннажных контейнерных грузов при помощи рентгенной установки. Такие работы уже ведутся в Новороссийском порту.
Виктор Маслов / губернатор Смоленской области
Полагаю, что для того, чтобы стать великой транзитной страной, надо создать транспортные коммуникации подходящего уровня и обеспечить законодательное выполнение соответствующих функций: страховок, гарантий безопасности для компаний, занимающихся транснациональными перевозками, и прочих.
Что же касается таможенных вопросов, то это проблема старая: что-то надо либерализовать, а что-то - организационно усовершенствовать. При этом я против привлечения к таможенному оформлению бизнес-структур: это функция государства, и оно само должно обеспечить решение данной задачи, тем более что здесь все окупается достаточно быстро. Как член пограничной комиссии могу засвидетельствовать, что опыт по привлечению негосударственных структур был не очень хорошим.
Павел Кадочников / руководитель направления «Реальный сектор» Института экономики переходного периода
Из-за общей протяженности, сложности климатических условий и разреженности транспортной инфраструктуры в нашей стране эта задача достаточно сложная. Но тем не менее с учетом географического размещения и тех транспортных коридоров, которые проходят по территории России, она решаема. Ключевыми здесь являются несколько вещей: высокая пропускная способность грузов, зависящая как от перегруженности, так и от качества дорог, а также сервис в широком смысле этого слова (качество и набор предоставляемых услуг, включая услуги по перевозкам или логистике; скорость перегрузки и сохранность груза). Кроме того, примешивается и геополитика, связанная с интересами ключевых участников мирового рынка, но за нее также надо бороться, в том числе и на дипломатической арене.
Gzt.Ru ; 09.04.07