11.05.06

Весна на рижских терминалах

В первые четыре месяца 2006 года на 7% увеличился объем грузоперевалки в Рижском свободном порту - через него перевалено 8,3 млн. грузов. Прирост - 500 тыс. тонн. Конечно, это мало, но это и не свидетельство кризиса отрасли, о приближении которого говорят релизы стивидорных компаний из двух портов Курземе.

Увеличение объемов перевалки произошло за счет навалочных и наливных грузов. Это богатства земных недр, в первую очередь - черное золото из шахт Кузбасса и Донбасса. Из пересыпанных в Риге на корабли 5,2 млн. тонн навалочных грузов 3,8 млн. тонн составил каменный уголь. Годовой прирост тут достиг 26%. Щепы перевалено 417 тыс. тонн, что на 13,5% больше, чем годом ранее. Нефтепродуктов - 1,59 млн. тонн, что на 16,9% лучше показателей прошлого года.

Титул самого крупного стивидора года сегодня принадлежит компании Rigas Centralais terminals, перевалившей 1,6 млн. тонн грузов. Фирма Strek с ее полутора миллионами и годовым приростом в размере 32,5% чуть позади. Но абсолютным рекордсменом среди стивидоров, правда, не по углю, а нефтепродуктам, стала компания Latvija Statoil, увеличившая за год перевалку горючего в 5,2 раза.

Все это можно было бы считать позитивным сдвигом, если бы не его величина: инфраструктура Рижского свободного порта используется с полной отдачей, пожалуй, только при перевалке угля. Остальные мощности эксплуатируются с частичной отдачей: в порту были бы рады любому грузу, но их нет. Химикатов, а также досок-бревен и других изделий из дерева из Риги уплыло на 28 с лишним процентов меньше, чем в прошлом году. Сокращается перевалка машин, промышленных изделий, товаров повышенного спроса - и разумеется, уголь может занять отсутствующую нишу по объему, но не по экономической отдаче. Куда уходят экспортеры, в какие порты - это уже третий вопрос. А по цифрам перевалка растет, словно весенние подснежники.

"Бизнес&Балтия"