01.12.11

Вклад в склад

К 2015 году вдоль подмосковных трасс построят девять центров транспортно-логистической системы

Недавно на заседании правительства Московской области была принята программа, реализация которой должна позитивно сказаться не только на экономике Подмосковья, но и соседних регионов. Она предполагает развитие областной транспортно-логистической системы на период до 2015 года.

Планируется ввести в эксплуатацию девять центров транспорт­но-логистической системы общей складской площадью 2086 тысяч кв. метров. Причём пять объектов будут расположены на расстоянии не более 5 километров от ЦКАД. Вместимость складских помещений составит 2702 тысячи тонн. Предполагается, что к 2015 году транспортная логистика обеспечит поступления в консолидированный бюджет Московской области в объёме более трёх миллиардов рублей.

Для многих жителей столицы и Подмосковья необходимость радикальных перемен в транспортной системе очевидна. Хотя многие не знают, что такое логистика, зато им хорошо известны проблемы подмосковных дорог, забитых огромными фурами. В результате всё сваливают на нехватку путепроводов, отсутствие необходимых развязок, ширину автомагистралей. Но…

Сегодня, помимо обеспечения потребностей населения и экономики столицы и Московской области, региональный транспортно-логистический комплекс обрабатывает транзитные грузопотоки, следующие в другие регионы России или зарубежные страны.

Московская область, по сути, стала заложником существующей транспортной системы России, которая имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу. Это объясняет концентрацию товарных и пассажирских потоков на основных направлениях транспортных маршрутов, следующих через Московский – в другие регионы Российской Федерации. Кроме того, здесь расположены таможенные посты, осуществляющие основной объём операций по оформлению грузов. А прохождение главных транспортных коридоров и размещение таможенных служб обеспечили формирование на базе Московского узла национального торгово-распределительного центра, обслуживающего 80 миллионов человек, проживающих в европейской части России и Западной Сибири. По этой причине, как считают разработчики программы, в транспортно-логистическом комплексе Московской области «накопилось много проблем и узких мест». В результате несоответствия транспорт­ной инфраструктуры спросу на перевозки на дорогах Подмосковья возникают многочасовые заторы на основных магистралях. Особенно это заметно перед въездом в Москву.

Мало того, неупорядоченное формирование новых терминально-складских объектов привело к дополнительному росту нагрузки на транспортную инфраструктуру в наиболее заселённых районах Московской области – ближайшей пригородной зоне столицы. Всё это приводит к обострению обстановки на автомобильных дорогах общего пользования федерального и регионального назначения, а также препятствует развитию бизнеса, сдерживает привлечение инвестиций, приводит к снижению конкурентоспособности экономики Московского региона. Если сегодня не предпринять решительных действий, то в дальнейшем острая нехватка складских площадей по доступным ценам и при высоком качестве может стать фактором, снижающим темпы роста экономики региона. Предотвратить это и должна принятая инвестиционная программа, которая будет реализована за счёт внебюджетных источников.

В неё включены приоритетные объекты строительства крупных мультимодальных терминалов, призванных обеспечить эффективное взаимодействие различных видов транспорта и транспортно-логистической системы в Московском регионе.

В соответствии с программой приоритетные крупные объекты будут располагаться вблизи грузонапряжённых направлений, а также в тех местах, где наблюдается дефицит мощностей терминально-складских объектов. Их расположение должно быть прочно увязано с перспективами развития дорожной сети региона, и в первую очередь со строительством и вводом в эксплуатацию ЦКАД в Московской области.

Предполагается, что реализация проектов развития приоритетных мультимодальных терминалов обеспечит обработку грузов, поступающих по радиальным направлениям автомобильных дорог, а также позволит переориентировать на себя грузы, поступающие по иным направлениям транспортной сети после завершения строительства ЦКАД. Включённые в программу объекты распределены на две группы. Девять из них планируется ввести в эксплуатацию в период 2013 - 2015 годов, по 11 объектам в 2014 - 2015 годах только начнётся проведение проектных и подготовительных работ. Из этого следует, что работа по развитию транспортно-логистической системы Московской области 2015 годом не ограничится.

Стоит ли сомневаться в том, что строительство складских терминалов и дорожной инфраструктуры является инвестиционно привлекательными проектами. Для их реализации предусматривается многоканальная система финансирования с привлечением негосударственных источников кредитования, прямого инвестирования и иных источников. В целом же в течение 2011 - 2015 годов на реализацию программных мероприятий будет израсходовано около 80 миллиардов рублей.

К программе прилагается перечень логистических центров, которые будут построены в ближайшие годы в различных муниципальных образованиях области – Дмитровском, Наро-Фоминском, Ногинском, Солнечногорском, Клинском, Орехово-Зуевском и других, а также в городских округах Домодедово и Коломна. Кроме того, планируются строительство и реконструкция внутренних подъездных автомобильных и железных дорог, зон отстоя грузовых автомобилей, контейнерных терминалов, необходимых для обслуживания грузов.

Всё это позволит упорядочить движение на автомобильных дорогах Московской области, обеспечить безопасный проезд транспорта к месту назначения. При этом в регионе появится более девяти тысяч рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Уже в текущем году на мероприятия программы направлено более 498 миллионов рублей, а в следующем предполагается освоить уже почти 4 миллиарда рублей.

ЕНП