19.04.07

Востребованы все существующие направления

Спекуляция землей для строительст-ва логистических терминалов и складских комплексов стала неотъемлемой частью рынка.

С точки зрения местоположения наиболее выгодны прилегающие к КАД участки, особенно в пределах 3-5 км от пересечений с основными магистралями. В ООО <ФД Групп> уточняют, что это практически все направления: Мурманское, Выборгское, Московское, Таллинское, Киевское. Большие терминалы строятся, как правило, под конкретного заказчика для сдачи в аренду. Именно поэтому они возводятся в узловых местах, близких к КАД, для того чтобы привлечь большее число арендаторов, работающих в разных географических направлениях. Такими местами являются Шушары, Ям-Ижора, Колпино, Тосно, Янино, Уткина Заводь, район Кипени и др.

Стоимость земли в перспективных направлениях постоянно растет. Цена предложения зачастую сильно отличается даже на участках, расположенных в непосредственной близости друг от друга.

Ценовая гонка

Эксперты уверены, что цены на участки в некоторых случаях определенно завышены. Основные запасы земли сконцентрированы у небольшого числа собственников, и доступ к ним ограничен. Те земельные участки, что предлагаются сейчас на рынке, продаются через нескольких посредников. По признанию Кирилла Малышева, руководителя департамента складской и промышленной недвижимости Colliers International, это игроки, заинтересованные в получении <быстрых> денег на перепродаже, они не собираются вкладывать средства в развитие земель.

Девелоперы руковод-ствуются иными мотивами. Приобретая участки, вкладывая в их развитие, они рассчитывают на высокую доходность в долгосрочной перспективе. Пока цена земли растет темпами, опережающими инфляцию и обеспечивающими прибыль, не сравнимую с другими вложениями, спекуляция будет непреодолимым соблазном для собственников земли.

Участки вдоль КАД будут продолжать пользоваться популярностью и расти в цене. Для развития территорий на юге центр притяжения -- завод Toyota, на севере -- завод Nissan, на востоке -- Ford.

Роман Уревич, руководитель отдела маркетинга Praktis CB, уверен, что число участков, подходящих для возведения складской недвижимости, и по категории, и по транспорт-ной доступности, и по инженерии (или тех, которые можно <безболезненно> перевести в другую категорию и к которым можно не слишком дорого подвести коммуникации) будет стремительно уменьшаться.

Земля в Ленобласти дорожает еще и из-за строительства там крупных производств.

Кстати
Порог цены, выше которого строительство складских комплексов становится невыгодным, составляет $40-50 за м2.

Деловой Петербург (Санкт-Петербург); 19.04.2007