29.04.10

Все на экспорт

Россия, Белоруссия и Казахстан договорились обнулить пошлины на ввоз импортного пассажирского и грузового автотранспорта, соответствующего классу «Евро-5» и выше для международных автомобильных перевозок. Эта мера призвана стимулировать экспорт грузов из стран Таможенного союза. Евросоюз (а на него как раз приходится львиная доля экспорта) в прошлом году ввел ограничение на въезд автотранспорта класса ниже «Евро-5». Поэтому импорт таких автомобилей — единственный выход для транспортных компаний.

По словам управляющего партнера Logistics Field Audit в России, СНГ и странах Балтии Андрея Хлуса, транспортные компании долго лоббировали инициативу обнуления пошлин на ввоз автомобилей, которые соответствуют экологическим требованиям Евросоюза. «А для стран — участниц Таможенного союза важно сохранить существующий грузопоток и развивать его. Запрет на машины класса ниже «Евро-5» ударит по кошельку и Белоруссии, и России», — говорит он.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» отмечает, что импортные автомобили не станут конкурентами российских и белорусских аналогов. Этому помешает прежде всего цена на иномарки, которая и без пошлин выше, чем стоимость российских и белорусских аналогов.

Между тем объем автомобильных грузоперевозок продолжает падать. По данным Минэкономразвития, в первом квартале 2010 года они сократились на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом перевозки грузов железнодорожным транспортом увеличились на 12,8%, морским — на 10,8%, внутренним водным — на 7%. Общий объем грузоперевозок в этот период также сократился на 3,3% при росте грузооборота на 12,7%.

«В кризис произошло перераспределение в сторону длительных и дешевых перевозок. А железнодорожные перевозки на большие расстояния дешевле автомобильных. Кроме того, объем автоперевозок статистически сложно отследить — многие перевозчики ушли в тень», — комментирует Андрей Хлус. Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков прогнозирует, что объем автомобильных грузоперевозок скоро вырастет как раз потому, что сейчас наблюдается рост железнодорожных и морских перевозок.

К тому же в прошлом году сократился и сам рынок внутрироссийских автомобильных грузоперевозок. Многие операторы не выдержали демпинга конкурентов, которые на протяжении всего года снижали тарифы. По данным Discovery Research Group, по итогам 2009 года индекс тарифов снизился на 2,5% к уровню 2008 года. При этом число игроков на рынке сократилось на 20—30%.

Проблемой для внутрироссийского рынка грузоперевозок стало и старение парка. При этом правительством запланирован переход к стандартам «Евро-4» с 2012 года, тогда как производства машин, подходящих под этот экологический стандарт, фактически нет. И поэтому не исключено, что транспортные компании будут использовать импортные машины и для внутренних перевозок.

РБК daily; 29.04.10