23.03.07

ВТО снизит доходность перевозок

Вступление России в ВТО повлечет за собой отмену субсидирования нерентабельных внутренних железнодорожных перевозок за счет высоких тарифов на экспортных направлениях. Однако в ОАО «РЖД» готовность экономики к такому выравниванию ставят под сомнение.

Система ВТО – это набор договоров между 150 странами-участницами, в которых зафиксированы двусторонние принципы ведения внешней торговли. Главное правило – обеспечение равного доступа нерезидентов и резидентов к рынкам товаров и услуг договаривающихся стран.

Достигается такая равнодоступность упрощением операций по импорту и снижением таможенных пошлин. Взамен страна получает такую же «равность» при экспорте товаров на чужие рынки.

Но в силу того, что российское производство пока не готово поставлять на мировые рынки качественные конкурентоспособные продукты (основную часть экспорта занимают сырье и полуфабрикаты), выгода для России от вступления в ВТО неочевидна.

Железнодорожного транспорта интеграция в мировую экономику пока коснулась не очень заметно.

Необходимым условием вступления в ВТО является унификация тарифов на внешние и внутренние железнодорожные перевозки. И хотя стратегия реформирования ОАО «РЖД» предполагает такую унификацию, в ближайшее время достигнуть ее едва ли удастся по причине низкой экономической эффективности отдельных видов перевозок, которые приходится субсидировать за счет экспортных.

Поэтому без дифференциации тарифов у РЖД могут появиться проблемы с сохранением рентабельности.

В связи с этим, замечает руководитель департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Юрий Елизарьев, нельзя забывать о сопутствующих присоединению к ВТО рисках.

Как ожидается, этот шаг может привести к снижению доходности грузовых перевозок, а холдинг РЖД будет испытывать серьезную межвидовую конкуренцию из-за того, что основной прирост объемов перевозок будет приходиться на высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей, перевозимую преимущественно автомобильным транспортом.

На рынке транзитных перевозок значительно вырастет конкуренция со стороны крупных западных логистических компаний.

Впрочем, по мнению Юрия Елизарьева, положительными факторами присоединения к ВТО будут значительное улучшение условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки, создание благоприятного климата для притока инвестиций в страну, а также расширение международного бизнеса национальных компаний, в том числе и РЖД.

«Увеличение потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок станет стимулом для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, – считает глава департамента. – Возникнут определенные предпосылки к росту качества материальных ресурсов и технических средств, закупаемых российскими железными дорогами».

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что все это только прогнозы. Что будет в реальности, мы сможем понять и оценить только после практической работы в новых условиях.

Тем не менее в рамках процесса вступления в ВТО с 2001 года начались изменения российского законодательства в соответствии с правилами и нормами этой организации.

Были приняты новый Таможенный кодекс, закон о техническом регулировании, модифицировано внешнеторговое, валютное законодательство, изменены госрегулирование лицензионной деятельности, законодательство об интеллектуальной собственности и авторском праве, о коммерческой тайне.

Кроме того, мы полностью трансформировали телекоммуникационный комплекс в соответствии с требованиями ВТО.

«Гудок» 23.03.2007