28.09.06

Второе дыхание ЕАТС

В рамках выставки и конференции "Транспорт и международный транзит ТрансТек-2006", проходящих в Петербурге с 25 по 28 сентября, состоялся съезд Евроазиатского транспортного союза (ЕАТС). Именно это мероприятие ряд экспертов назвал самым значительным событием нынешнего, восьмого по счету, ТрансТека. Действительно, с учетом "нестроений" последнего времени, преследовавших ЕАТС, съезд с интересом ждали многие участники транспортного рынка.

Напомним, что ЕАТС был создан в 2000 году с целью осуществления функций постоянно действующего Секретариата международных евро-азиатских конференций (ЕАК) по транспорту и Международных транспортных выставок. Его президентом стал Александр Генделев. "В декларации Второй евро-азиатской конференции по транспорту (которая прошла 12-13 сентября 2000 года) была заявлена необходимость создания постоянно действующего Секретариата, - рассказывает член Исполкома ЕАТС, профессор Дипломатической академии Юрий Щербанин, - потом возникла идея создания Союза, который бы, кроме того, занимался осуществлением взаимодействия между государственными, межгосударственными органами всех уровней и частным сектором транспортного комплекса по реализации международных соглашений ЕАК, обеспечением привлечения международных и национальных организаций к реализации инвестиционных проектов по развитию евроазиатских ТК и т.д.".

Союз оказывал содействие Министерствам транспорта СНГ в развитии инфраструктур и формировании на их территории международных транспортных коридоров, а также привлечением к этим проектам инвесторов на основе принципа государственно-частного партнерства. 11-12 сентября 2003 года была проведена Третья евро-азиатская конференция, для участия в которой удалось привлечь влиятельных представителей международного транспортного сообщества: генерального секретаря Международной морской организации Е.Митропулоса, заместителя председателя Европейской Комиссии комиссара Л. де Паласио, директора отдела транспорта и туризма ЭСКАТО ООН Б.Кейбла, директора Отдела транспорта ЕЭК ООН Х.К. Феррера, генерального секретаря Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) Дж.Шорта, делегатов Польши, Ирана, Нидерландов, Индии и так далее.

"В конце 2004 года в Союзе возникли разногласия, которые привели к расколу, - прокомментировал корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" Ю.Щербанин, - в этом нет ничего удивительного, это жизнь". По его словам, у части членов возникла идея реформировать Союз, но в итоге "лучшее оказалось врагом хорошего, а благими намерениями вымощена дорога в ад". Заместитель руководителя дирекции транспортно-логистического комплекса ОАО "Норильский никель" Николай Матюшенко охарактеризовал последние два года существования разделенного на две части ЕАТС, как "топтание на месте": "Сейчас есть идея перенести главный офис ЕАТС в Петербург. Я считаю, что это может пойти на пользу организации. В Москве слишком много политики, которая мешала работать в заданном в 2000 году темпе. Тем более что все ЕАК проходили в Питере".

Раскол в рядах Союза (еще одним президентом был Анатолий Володин) создавал естественные трудности в организации очередной конференции, которая должна была пройти в 2006 году. Получалось, что ЕАТС не способен выполнить задачу, ради которой был создан.

"Сейчас нам удалось все вернуть на круги своя, - констатирует Ю.Щербанин, - люди, которые стояли у основания Союза продолжали работать все это время, и они способны вернуть ЕАТС былой авторитет и развивать его дальше".

25 сентября в Петербурге состоялся съезд ЕАТС, на котором были выбраны президент организации, Исполком, оглашен список участников Наблюдательного совета, а кроме того озвучены цели и задачи возрожденной организации.

Президентом стал Александр Генделев первый президент ЕАТС, ныне генеральный директор компании "РЖД-Тур". Наблюдательный Совет, состоящий из 12-ти членов, возглавил заместитель председателя Госдумы Артур Чилингаров. Кроме него туда вошли президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, замминистра транспорта РФ Александр Мишарин, генеральный директор ОАО "Северстальтранс" Константин Николаев, генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Акулов и другие.

Как отметил А.Генделев, "союз не будет гнаться за количеством членов, его костяк должен состоять из крупных компаний, задачей которых является консолидация усилий по достижению результата развития евроазиатских транспортных связей и транзита по территории Российской Федерации". ЕАТС удалось заручиться поддержкой наиболее сильных игроков рынка. "Во время моей последней встречи с В.Якуниным, он заявил о своей принципиальной заинтересованности как руководителя крупной транспортной структуры в развитии нашей деятельности, достижении результатов, которые были анонсированы во время создания Союза", - подчеркнул А.Генделев.

Председатель совета директоров компании "Усть-Луга" Валерий Израйлит отметил, что Союз необходим в качестве переговорной площадки, позволяющей обсуждать проблемы транспорта на международном уровне.

"Мы не занимаемся лоббированием интересов отдельных компаний, - подчеркнул А.Генделев, - мы занимаемся лоббированием важных для российского транспорта идей".

"Проведение Евроазиатских конференций не самоцель, - отметил вице-президент по науке Российской академии транспорта Феликс Кацман, - интеграция российской транспортной системы в европейскую и мировую экономику вот что главное. Исходя из этого, должна строиться работа Союза".

По мнению советника губернатора Санкт-Петербурга Бориса Усанова, в сегодняшних условиях деятельность Союза особенно важна. "Из новых документов Евросоюза исчезло понятие "транспортного коридора", одним росчерком пера там отказались и от решений Критской конференции, которая родила систему МТК в Европе, и от Деклараций трех ЕАК. МТК, на основе которых строилась перспектива всех взаимоотношений Европейского континента и АТР, а также система российской транзитной транспортной сети - летят в тартарары. Нам в этих условиях надо занять жесткую позицию".

"Меня очень беспокоит тот факт, что в последнее время серьезно снизилась научная составляющая российских транспортных стратегий и проектов, - отметил Ю.Щербанин, - практически все выступления на всех конференциях посвящены сиюминутным сегодняшним проблемам. Европейский Союз закончил реализацию проектов развития ТК, они сделали все, что было необходимо, и больше по ним не работают. Начинается реализация новой стратегии создание так называемых транспортных осей, которые должны соединить Европу с внешними партнерами. Вот такие проекты нам нужны: детально проработанные, экономически обоснованные, способные продвинуть экономику вперед".

"РЖД-ПАРТНЕР"; 28/09/06