22.12.06

Второе окно в Европу - это Баренцев транспортный коридор

Термин логистика в последнее время все чаще встречается на рекламных щитах, в буклетах. Но что он обозначает, мало кто знает. Как ни странно, к такой известной науке, как логика, логистика имеет разве что косвенное отношения. Между тем это тоже наука. Наука, изучающая все виды транспортных потоков в их совокупности.

Только лишь небольшое представление о ней можно получить, скажем, отправляясь в туристическую поездку. Покупая тур, вы получаете на руки полный пакет билетов и документов. С поезда вас встретит автобус и довезет до аэропорта. Там тоже встретят и отвезут в отель. На всех этапах вас должны встретить, пересадить на другой транспорт, позаботиться о вашем багаже, накормить, организовать ночлег и отдых. Все это в турбизнесе называется трансфер .

Логистика - намного более широкое понятие, поскольку здесь речь идет о грузовых перевозках. А это уже другие объемы, обороты, цели и задачи. Казалось бы, чего проще: перевезти груз из пункта А в пункт В. Отмерил линейкой по карте наименьшее расстояние - и в путь. Не тут-то было! Короче - иной раз вовсе не значит ближе. Иногда поедешь короче, приедешь с огромными потерями времени, сил и средств. Почему? Это только на первый взгляд все дороги одинаковы. Каждый маршрут имеет свои особенности: протяженность, степень безопасности, наличие инфраструктуры, то есть заправок, стоянок, автосервиса, пунктов погрузки-разгрузки, таможенных терминалов, ветеринарного контроля и т. д. Такова реальность.

А какова реальность у нас, в Мурманской области? По большому счету все интересующие нас импортные грузы со всего мира в Европе концентрируются в порту Гамбург. Оттуда они поступают в Скандинавию, а потом - к нам. Казалось бы, легче отправить товар самым дешевым - морским - транспортом напрямую, из Гамбурга в Мурманск. Такие рейсы существуют, но они не выгодны. Ждать, когда сформируется прямой рейс с полной загрузкой судна приходится неделями, а то и месяцами. А время - деньги. Лет 10 назад, до дефолта, мурманские перевозчики гнали фуры напрямую в Германию. И это было выгоднее, чем забирать груз из Петербурга, куда его регулярно доставляют из Гамбурга. Потом оптовики стали закупать импортный товар через посредников в Санкт-Петербурге и продолжают работать по старой схеме. Какова же эта схема?

Сегодня объем транзитных грузов из России в Европу и наоборот представляет собой лишь минимальную часть общего объема грузопотока, ежегодно обрабатываемого в портах Ботнического залива. Для нас пока существует один такой транспортный коридор по традиционному маршруту: Санкт-Петербург - Кандалакша - Мурманск. Но он уже едва справляется с все возрастающими грузопотоками. Исследования подтверждают: многие порты на юге Финляндии, порт в Санкт-Петербурге и соответствующие дороги будут все более загружены. Идея альтернативного транспортного коридора витала в воздухе... Так появился проект развития логистики в Баренцевом транспортном коридоре. Он финансируется Европейским Союзом в рамках программы Коларктик Добрососедство . Под альтернативой понимается известный, но на сегодняшний день невостребованный на практике маршрут: из финского глубоководного порта Кеми через пограничный пункт Салла до незамерзающего порта Мурманск и в обратном порядке. Проект нацелен на создание логистической цепи, пилотную транспортировку контейнеров и, что самое важное, сотрудничество всех игроков транспортного рынка и его пользователей. Это международный проект, но акцентиреван он будет на логистике и инвестициях именно в Мурманском регионе.

Ведь реализация его в конечном итоге будет направлена на увеличение товарооборота между Западной Европой и Мурманской областью. Проект соберет всех заинтересованных участников транспортные компании, владельцев грузов, фирмы, работающие в сфере логистики - чтобы полностью оценить транспортную цепь и представить ее в виде продукта, который легко предложить, купить, сравнить с альтернативными маршрутами. Проект Евросоюза, который, кстати, впервые осуществляется в Баренц-регионе, инициирован финской стороной. Там уже давно проводят логистические исследования, но - только на своей территории. В Мурманской же области подобные исследования не проводились систематически. С финской стороны в проекте участвуют институт Meri-Lappi , порт города Кеми, логистическая фирма Bothnia Logistic Centre Ltd. Oy и другие. Участники с российской стороны - Мурманский государственный технический университет, Ассоциация перевозчиков Мурманской области, некоммерческое партнерство С+ и департамент промышленности Мурманской области.

- Идея нового транспортного коридора для нашего региона весьма актуальна, - рассказывает Ольга Вадимовна Буч, руководитель проекта с российской стороны, специалист в области менеджмента и регионального развития, проректор М ГТУ по международному сотрудничеству, заведующая кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы, профессор. - Объемы поступающих грузов в тот же Мурманский торговый порт неуклонно растут. Расширяются приграничные торговые связи. А транспортная структура остается прежней. Очевидно, что ее пора изменить. Но для этого необходимо изучить возможности и потребности нашего транспортного рынка, перспективы его развития. На это и направлен проект. Основные исследования проводит сейчас Некоммерческое партнерство С+ . Это они изучают и систематизируют грузопотоки, частоту перевозок, условия для их осуществления и т.д. Источник для получения такой обширной информации (и, пожалуй, главное заинтересованное лицо) - Ассоциация перевозчиков Мурманской области. Наш университет берет на себя образовательную часть проекта. Ведь, согласитесь, полученные данные мало чего стоят, если их не удастся применить в практической деятельности. Мы планируем провести серию семинаров для потенциальных потребителей нашего продукта - участников транспортного рынка Мурманской области. А их немало - 200-300 только крупных транспортных компаний. Речь пойдет не только о Баренцевом транспортном коридоре, но и о ситуации на рынке перевозок, его перспективах. По сути дела мы будем обучать логистике, но, что очень важно - на основе исследований, проведенных у нас, в Мурманской области, и в соседней Финляндии. О востребованности проекта говорит тот факт, что уже сейчас люди звонят и спрашивают, когда можно будет познакомиться с результатами исследований. Хотя до сих пор об этом в прессе не сообщалось. Но в начале ноября состоялась первая пилотная транспортировка контейнера из порта Кеми в Мурманск. По окончании эксперимента мы поставили машину с контейнером, разукрашенным нашими рекламными проспектами, возле Ледового дворца спорта, где в то время проходила выставка Севтек . Участники выставки заинтересовались. Они-то, по-видимому, потом и звонили по телефонам, что были на борту контейнера. В феврале мы проведем вторую пилотную транспортировку. В мае, к началу очередной международной выставки Кольский партнериат - заключительную. К этому времени все данные, исследований будут систематизированы, и мы сможем провести на выставке презентацию проекта Развитие логистики Баренцева транспортного коридора .

- Первая пилотная транспортировка прошла успешно, - поделился впечатлением президент Ассоциации перевозчиков Мурманской области Сергей Владимирович Щукин. - По условиям эксперимента мы должны были забрать в порту Кеми сорокафутовый контейнер, прибывший из Гамбурга, и доставить его в Мурманск. 9 ноября из Мурманска вышел автомобиль Вольво . Ради чистоты эксперимента мы не подбирали водителя специально. Алексей Курочкин - молодой водитель, ему 32 года, но опыт перевозок уже имеет. А вот в загранкомандировку он, как выяснилось, выехал впервые. 10 ноября Алексей сообщил, что прибыл в Кеми и загружает контейнер. 11 ноября он благополучно доставил груз в Мурманск. На машине финские партнеры установили специальное спутниковое оборудование, позволяющее по минутам и километрам фиксировать прохождение груза. Кстати, все этапы пути можно было наблюдать в Интернете, в режиме реального времени. Каковы предварительные результаты? Обычно мы ездим за грузом в Санкт-Петербург -1400 километров. До Кеми - 700 километров. Как говорится, почувствуйте разницу.

b-port.com; 22.12.06