15.12.09

Ярослав Шиллер: Нужно уметь пользоваться умом всех компаний

Директор по качеству и стратегическому развитию компании "Система РегионМарт" (Кемерово) Ярослав Шиллер считает, что развитие сибирского ритейла лежит в плоскости консолидации и построения общей логистической системы. Об этом он рассказал, выступая 3 декабря на I "Сибирском конгрессе розничной торговли-2009" в Новосибирске.

Ярослав Шиллер, директор по качеству и стратегическому развитию компании "Система РегионМарт": Тема, которую я хочу поднять, достаточно серьезна — развитие ритейла в Сибири. Пять–шесть лет назад аналитики из Франции, Германии, Англии приезжали в Сибирь, чтобы оценить ее потенциал. Потом свои данные они обобщили на конференции в Москве. Все были едины во мнении: "Сибирь — это просто золото". Здесь надо развивать розницу, сюда пойдут федералы, здесь хватит места для всех. Но жизнь показала, что ситуация складывается иначе, хотя Сибирь продолжает быть "золотом".

Если посмотреть на региональные рынки, то чем дальше на восток, тем дороже продукты и тем меньше денег в кармане потребителей. Но есть еще один показатель, от которого очень сильно зависит развитие ритейла, — количество людей на квадратный километр. В Сибири это четыре человека, что очень мало по сравнению с другими территориями. На севере Сибири плотность населения очень мала, поэтому строить крупные торговые центры там не имеет смысла. По сравнению с тем потенциалом, который представляют для развития Франция (107 человек на квадратный километр), Польша (125 человек) и Украина (86 человек), Сибирь выглядит менее привлекательно. В ходе планирования стратегии развития крупноформатных центров эти показатели, конечно, надо иметь в виду. В Сибири есть проблема преодоления очень больших расстояний. Поэтому я считаю, что самое главное, на чем необходимо сконцентрировать внимание ритейлу сегодня, — это логистика.

Тема логистики очень дорогая, очень трудозатратная, требует существенных инвестиций. Возможно, что будущее — за каким-то совместным проектом сибирских сетей в области логистики. Я приведу пример сети дискаунтеров португальской компании, которая владеет магазинами в Польше. Площадь Польши — примерно 1 млн. кв. км, а население — около 40 млн. человек. На сегодня у них около 1 тыс. магазинов и несколько распределительных центров. В Сибири такой компании нет. Очень сложно планировать инвестиции в логистику сети, которая имеет 100–150 магазинов на таком огромном расстоянии друг от друга, в ситуации, когда необходимо рассчитывать каждую копейку, потому что каждая инвестиция должна окупиться с учетом инфляции.

По нашим прогнозам, на конец 2009 года рейтинг российских компаний в зависимости от выручки (с НДС) выстроится так: X5, "Ашан", "Магнит", Metro, "Лента", OKey, "Копейка", "Дикси", "7 Континент", "Виктория", "Монетка", "Холидей", "Мария-Ра", "Кировский", "Система РегионМарт". Есть региональные компании, которые в год зарабатывают намного меньше. Чтобы хорошо развиваться и иметь возможность инвестировать, надо консолидировать этот рынок, потому что без этого ни у кого не будет денег, чтобы выстраивать правильную логистику. Нужно уметь пользоваться умом всех компаний, всех структур. Чем больше копий, тем быстрее и лучше происходит процесс консолидации.

Есть еще один пункт, который требует особого внимания, — это персонал, его обучение, формирование лояльности. В Сибири очень мало профессионалов в торговле. Сейчас здесь с товаром дела обстоят гораздо лучше, чем с персоналом. Сети не умеют правильно выстраивать внутреннюю лояльность. В структуре большинства мировых компаний существует свой университет, который сам обучает среднее и высшее звено персонала. Эта учеба дает не только понимание бизнес-процессов, но и формирует лояльность сотрудников по отношению к компании. В Европе по человеку видна школа той сети, где он работает. За счет правильного обучения мы сможем управлять дискаунтером, в котором будут работать четыре или пять человек, а не 15.

Источник: "АЛТАПРЕСС"