02.11.06

Заинтересованный разговор профессионалов

Сегодня в Москве открылась четвертая, уже ставшей традиционной, конференция "ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", организованная ОАО "Российские железные дороги" и журналом "РЖД-Партнер". В форуме, который на сегодня является самой крупной площадкой для диалога государственных регуляторов, транспортников и пользователей их услуг, принимают участие более 800 человек, представляющие около 20 стран.

Первый день конференции показал, что наиболее актуальным вопросом для железнодорожной отрасли является на сегодня реализация третьего этапа реформы, в частности пути и способы формирования конкуренции в сфере перевозок.

Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин в своем выступлении подчеркнул, что на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта "необходимо разделить естественно-монопольные и конкурентные секторы рынка". Основным мероприятием ближайшего будущего в данном случае должно стать учреждение крупной Грузовой компании в статусе оператора. Новая дочерняя структура, Концепция создания которой была одобрена Советом директоров ОАО "РЖД", станет, по словам В.Якунина, прежде всего "инструментом привлечения инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав", будет способствовать "повышению финансово-экономической эффективности и ликвидации перекрестного субсидирования других видов перевозок".

Темы развития конкуренции и создания целевой модели рынка железнодорожных перевозок стала наиболее актуальной в ходе развернувшейся на пленарном заседании дискуссии.

Заместитель министра транспорта России Александр Мишарин отметил, что Минтранс в целом одобряет предложение ОАО "РЖД", но считает, что реформа должна проводиться как и на двух первых этапах эволюционным путем без каких-либо потрясений и революций. Согласно видению Министерства транспорта РФ, на первом этапе следует выделить из ОАО "РЖД" относительно небольшую операторскую компанию со специализированным и частично универсальным подвижным составом и апробировать ее в деле, тщательно обращая внимание на все возможные риски. Оператор, отметил А.Мишарин, должен проработать минимум год, в течение которого будет "обкатана" технология, механизмы взаимодействия с коллегами по рынку и решены другие вопросы. Затем уже следует приступать к укрупнению Грузовой компании и начинать формирование института перевозчиков.

С такой постановкой вопроса согласен и Росжелдор.

Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов в свою очередь заявил, что МЭРТу представляется правильным передача в актив Грузовой компании именно всего подвижного состава, что позволит сформировать конкурентную среду и добиться финансовой прозрачности этого вида бизнеса. Однако, по мнению А.Шаронова, необходимо параллельно вести активную работу по переходу Грузовой компании в статус перевозчика и созданию конкурентного рынка перевозок, подготавливая мероприятия правового, тарифного, технологического и иного характера.

План ОАО "РЖД" поддерживают также Федеральная служба по тарифам, Федеральное антимонопольное агентство, Федеральная служба безопасности и др. Кроме того, на пленарном заседании конференции и круглых столах обсуждался целый ряд и других вопросов по взаимодействию транспортников и пользователей их услуг.

"Это заинтересованный разговор профессионалов", - так охарактеризовал В.Якунин специфику работы конференции. "Такая площадка, как эта конференция, позволяет с большой пользой подробно обсудить целый ряд важнейших вопросов и является очень востребованной транспортным рынком", - отметил А.Мишарин.

Завтра, 2 ноября, участники продолжат работать на круглых столах, посвященных скоростному движению, тарифной политике, привлечению инвестиций и информационным технологиям.

РЖД-Партнер; 02.11.06