09.04.07

Значение центров логистики в экономике государства

Решать эти вопросы и вследствие этого сократить расходы берется такая наука, как логистика. В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях, сообщает экономическая газета Узбекистана Деловой партнер.UZ.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию заданного количества и качества в установленные сроки и месте.

Логистика, проникая во все сферы деятельности предприятия, охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанную с ними информацию о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики, стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики, стабильно обеспечивают конкурентоспособность своей продукции. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров. Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкция по использованию продукции, предоставление гарантий и т.д.

В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию, имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.

Зарубежный опыт применения логистики на предприятиях показывает, что сокращение на 1% затрат на логистику эквивалентно увеличению объема реализации грузов на 10%.

Известные многим «шесть правил» логистики гласят:

- нужный товар или груз;
- в необходимом количестве;
- должного качества;
- необходимо доставить точно в указанное время;
- в нужное место;
- и с минимальными затратами.

Нередко люди понимают под логистикой расходы на транспорт. Между тем, если стоимость перевозки составляет в среднем 4-5% от цены товара, то общие расходы на логистику (а к ним относятся административные, таможенные, складские и прочие) равняются примерно 10-12%. Цена услуг компаний, предоставляющих логистические услуги, зависит от многих факторов: от самого товара (перевозка дорогостоящих, хрупких и опасных грузов стоит дороже), его объемов, сроков доставки, вида используемого транспорта и упаковки. Затем по списку следует:

требуется ли клиенту складирование, нужно ли оформлять таможенные документы и так далее. И, наконец, в цену услуг может входить и плата за риск, то есть неустойка за опоздание, всевозможные повреждения и форс-мажорные обстоятельства. К слову сказать, специалисты советуют обращать на это особое внимание и, заключая контракт с логистической фирмой, обязательно оговаривать, какая из сторон оплачивает риск перевозок.

Эти «исходные данные» достаточно быстро и естественно приводят к идее централизации логистических услуг. Это для коммерческого предприятия должно означать следующее. Предприятие должно только либо производить, либо потреблять грузы или товары, или услуги. Вся «забота» о том, как с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки доставить грузы от поставщика к потребителю, ложится на специализированные организации – логистические центры. Логистические центры – это деловые районы, предназначенные для реализации логистических услуг. Они должны иметь доступ к определенному количеству (не меньше трех) типов транспортного трафика, таких, как автомобильный на короткие и длинные дистанции, железнодорожный, внутренний водный, морской или воздушный. Кроме того, они являются центрами бизнеса, которые играют существенную роль в управлении товаропотоками в качестве узловых центров для международной торговли.

Логистические центры могут создаваться в различных формах:
централизованные центры логистики, логистические центры с разделением функций, логистические центры с разделением места расположения, центры консолидации и дистрибуции и другие формы.
В чем реальные преимущества логистических центров для конкретного предприятия?

Предположим, что на одном из заводов Узбекистана есть отдел сбыта, отдел снабжения, отдел перевозки (транспортный цех). Пользуясь услугами логистического центра, это предприятие может отказаться от этих трех отделов, купив услуги центра. При этом, естественно, стоимость покупаемых услуг и их качество должны быть такими, чтобы названному предприятию это было целесообразно. То же справедливо и для транспортных предприятий, которые должны упразднить отделы приема заказов, отделы планирования перевозок и пользоваться (покупать) одноименные услуги логистического центра.

Еще большую централизацию можно получить, развивая идею централизации платежной системы через уполномоченные банки, как это делается в таможенной сфере. Итак, после выяснения, что должен представлять собой логистический центр и каковы его главные задачи, определим заинтересованность различных предприятий в нем.

Наибольшие потребности в спектре услуг среди различных видов перевозок имеются у морского транспорта и при мультимодальных способах доставки товара. Наибольшей «популярностью» пользуются таможенные услуги, которых не избежать, естественно, только при внешнеторговых сделках. По поводу роли таможни здесь уместно отметить, что, хотя таможня является единственной некоммерческой структурой, она заинтересована в доставке грузов по той простой причине, что таможенные платежи, налоги и пошлины уплачиваются после доставки груза на место назначения.

Итак, из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

- логистический центр – это организация, оказывающая услуги, связанные с управлением грузопотока;
- наибольший интерес в создании логистического центра должны проявлять организации, связанные с морскими и мультимодальными перевозками. Именно для этих организаций требуется широкий спектр логистических услуг. Автомобильные и железнодорожные перевозчики также заинтересованы в логистических услугах, но их интерес скорее состоит не в спектре услуг, а связан либо с большими объемами перевозок, либо с большой дальностью и, следовательно, с меньшими удельными затратами на логистические услуги;
- таможня заинтересована в работе логистического центра, и интерес таможни состоит в том, что платежи в бюджет осуществляются только после доставки груза по месту назначения.

В последнее время логистические центры или «сухие порты» стали создаваться в местах, не расположенных вблизи морских, речных и воздушных портов. Например, такие центры создаются на границах двух государств, между которыми существует значительный объем двусторонней торговли, а также на основных транспортных магистралях. Причем необходимо, чтобы этот пункт имел выход на все виды сухопутных коммуникаций. Такие центры способствуют развитию региональной и приграничной торговли, способствуют привлечению транзитных грузов. В таблице показана потребность в услугах по логистике у предприятий, связанных с различными видами транспорта.В результате, при хорошем стечении обстоятельств взаимодействие участников торговли через логистический центр будет выглядеть следующим образом.

Как видно из рисунка, взаимодействие идет, в основном, через логистический центр. Централизация услуг в логистике и ведет к сокращению затрат у фирм-участников торговли.

Press-uz.info; 09.04.07