03.09.13

Amazon расширяется в России

Amazon расширяет ассортимент товаров, доступных российским покупателям, — со 2 сентября он открыл доставку потребительской электроники, сообщило агентство «Прайм». Список товаров можно посмотреть, отметив на сайте компании в поле заказа программу международной доставки AmazonGlobal. В Россию теперь можно заказать, например, планшеты Google Nexus, технику Asus, Acer и др. Ранее, в июне, Amazon уже увеличивал российский ассортимент — к привычным книгам, фильмам и музыке добавились товары для дома, одежда и обувь.

«Бытовая техника и электроника — это самый развитый сегмент в российской интернет-торговле. Для того чтобы изменить в нем расстановку сил, любому игроку придется приложить большие усилия», — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев.

На электронику и бытовую технику в 2012 г. пришлось 44% российского рынка онлайн-торговли материальными товарами, или около 123 млрд руб., а на зарубежные покупки — порядка 16%, или 45 млрд руб. (данные АКИТ и Data Insight). При этом зарубежные онлайн-покупки — самый быстрорастущий сегмент: по оценкам АКИТ, в 2012 г. рост составил 50% год к году; самыми популярными торговыми площадками были Amazon, ebay.com, Aliexpress.com, Alibaba.com и Tаobao.com.

На eBay россияне в 2012 г. купили товаров на $400 млн (более 12 млрд руб.), говорил глава российского офиса компании Владимир Долгов. Это сопоставимо с показателями крупнейших онлайн-ритейлеров России, рэнкинг которых составлял Enter: на первых трех местах находятся продавец бытовой техники и электроники «Ситилинк» (оборот — 18,9 млрд руб.), автозапчастей Exist.ru (14,7 млрд руб.) и бытовой техники и электроники «Юлмарт» (14,3 млрд руб.; все без НДС).

Даже до введения официальной доставки были энтузиасты, которые заказывали технику, одежду и проч. через Amazon, однако без официального представительства в России у значительной части пользователей могут возникать сложности при возврате или обмене товара, что очень важно при покупке техники, рассуждает представитель «М.видео» Антон Пантелеев.

Российских ритейлеров обнадеживают довольно долгие сроки доставки зарубежного конкурента — около двух недель, небольшая ценовая разница и отсутствие локализации (что очень важно, например, для ноутбуков). «Бренды, которые составляют 80% продаж, в Россию доставляться не будут. Пока серьезные конкуренты — это российские серые магазины», — считает Денис Петрушевский, руководитель направления электроники онлайн-мегамаркета Ozon.ru.

Серые магазины пользуются так называемым «беспошлинным окном» в 1000 евро, что может привести к катастрофическим изменениям на рынке интернет-торговли в России, считает президент АКИТ. Такое окно позволяет использовать легальных зарубежных ритейлеров для ввоза в Россию товаров по серым схемам — закупка товаров юридическими лицами по подставным документам физических лиц. «Такая ситуация может существенно навредить российскому интернет-ритейлу, привести к тому, что малые и средние интернет-магазины не смогут развиваться», — считает Румянцев.

Федеральная таможенная служба (ФТС) в сентябре должна представить свои предложения по регулированию заграничных покупок россиян, чтобы, с одной стороны, упростить процедуры таможенного оформления посылок, а с другой — решить вопрос с пошлинами, говорил «Ведомостям» замначальника пресс-службы ФТС Владимир Зубков.

Ведомости