16.08.17

Импорт алмазов и бриллиантов вырос вдвое

Теневой бизнес сталкивается со всё большими рисками при перевозке драгоценностей и поэтому начал легализовываться

Ввоз в Россию алмазов и бриллиантов за январь–май вырос вдвое относительно тех же месяцев прошлого года. Поставки рубинов, сапфиров и изумрудов увеличились вчетверо. Специалисты связывают тенденцию с обелением рынка. Этому способствовала политика ЦБ: регулятор активно закрывает банки, занимающиеся обналичиванием незаконных доходов.

Импорт в Россию алмазов и бриллиантов увеличился более чем в два раза в первые пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). За январь–май в Россию было ввезено более 60,5 тыс. обработанных и необработанных алмазов на общую сумму более $24,6 млн.

В четыре раза выросли поставки в Россию рубинов, сапфиров и изумрудов. Об этом говорят данные ФТС за февраль–май 2017 года (данные за январь отсутствуют в базе службы) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этом году рубинов, сапфиров и изумрудов ввезли 49,7 тыс. на $9,8 млн.

Президент Гильдии ювелиров Эдуард Уткин подтвердил эти данные. По его словам, такая динамика связана с обелением рынка драгоценных камней: теневики начали декларировать ввоз дорогостоящей продукции.

— Всё больше участников рынка из-за огромных рисков втягивается в легальный оборот. Сейчас для тех, кто работает незаконно и импортирует камни в обход таможни, большая проблема произвести расчет за ввезенные драгоценности: Центробанк постоянно отзывает лицензии у банков. А значит, незаконные платежи дорого обходятся, и неясно, что может случиться с деньгами. Участникам рынка выгоднее везти камни официально, чем думать, как обналичить вырученные деньги и не оказаться пойманными. Правоохранительные органы стали лучше работать, — обратил внимание Эдуард Уткин.

По его словам, при нелегальной перевозке драгоценных камней риски начинаются еще с первоначальной закупки товара — до того как продукция окажется у границы.

— Когда заключается официальный контракт с поставщиком, то покупателю гарантируют сохранность камней и денег. Если всё незаконно, то в случае чего и обращаться некуда. Далее — проблема с платежами через банк (тут риски и у поставщиков), а затем — уже у продавца: как взыскать в случае чего денежную сумму с покупателя? Невозможно же прийти в полицию и заявить, что кто-то не платит за незаконно ввезенные бриллианты, — отметил эксперт.

По мнению Эдуарда Уткина, легальная доля ювелирного рынка вырастет еще больше, если пошлины на ввоз драгоценных камней будут сняты.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Владимир Климанов заявил, что легализация рынка может привести к краткосрочному увеличению цены ювелирных изделий для конечного потребителя. Но это будет заметно только для россиян, покупающих украшения в неспециализированных магазинах.

— Конечно, в стоимость товара будут включены расходы на пошлины и другие необходимые для легального ввоза издержки. Однако повышение цен будет краткосрочным, затем рынок стабилизируется, — отметил Владимир Климанов. — Объем теневого рынка ювелирных украшений, как и фармацевтического, относительно небольшой из-за жесткого контроля. Чего, например, нельзя сказать о меховом бизнесе.

Как сообщали «Известия» ранее, благодаря обелению рынка официальные продажи меховых изделий в России выросли в шесть раз. Такие показатели связаны с началом RFID-маркирования этой продукции для пресечения ее незаконного оборота.

Известия