16.02.15

Импортеры оценили эффективность единого информационного окна в морских портах



В феврале 2014 года началось масштабное тестирование прототипа единой платформы информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и контрольных органов в морских портах. Портал «Морской порт» должен стать связующим звеном между всеми участниками логистического процесса в морских пропускных пунктах, ускорить процессы оформления грузов и реализовать принцип «единого окна».

В течение года система проходила тестирование на пяти объектах пилотной зоны, включая морской порт «Владивосток», таможенный пост «Восточный» Находкинской таможни, морской порт «Калининградский морской порт», таможенный пост «Усть-Лужский таможенный пост» Кингисеппской таможни и морской порт «Новороссийск». Чтобы оценить эффективность и удобство работы портала, всероссийское предпринимательское объединение Клуб лидеров провело «контрольные закупки» и опрос участников ВЭД, импортирующих товары через морские пропускные пункты. В процессе проверок были выявлены региональные различия, в том числе, в качестве и удобстве электронного — бездокументарного — взаимодействия бизнеса с госорганами.

Только в двух регионах — Калининграде и Новороссийске — у предпринимателей, подавших информацию через систему, не было дополнительно запрошено ни одного документа на бумажных носителях. Все остальные респонденты отмечали недостаточную эффективность функции портала как единого электронного «окна». Так, в порту «Восточный» у более половины предпринимателей в рамках таможенного оформления представители Россельхознадзора запрашивали дополнительно бумажные версии всех документов, а во Владивостоке документарные формы уже требовали все контролирующие госорганы, включая Пограничную службу ФСБ России, Россельхознадзор, Росветнадзор, Росавтодорнадзор и Администрацию морского порта.

Тем не менее, 94% опрошенных участников внешнеэкономической деятельности считают систему полезной и готовы в дальнейшем пользоваться порталом. При этом 70% респондентов, пользующихся системой, отмечают сокращение срока, в течение которого товар находится в порту. "Единый информационный портал в морских портах — значимый проект в рамках обеспечения цифрового равенства всех участников ВЭД, — комментирует результаты «контрольной закупки» председатель Клуба лидеров Артем Аветисян, — По мнению предпринимателей, созданный прототип еще требует доработок, в том числе, исключающих ручной ввод информации. Кроме того, необходимо обеспечить уход от бумажных носителей, а также усовершенствовать функционал, позволяющий в полном смысле реализовать принцип «единого окна».

ИА REGNUM