14.09.06

Норвежской сельди предписано найти производителя

Как стало известно Ъ, Россельхознадзор потребовал, чтобы с 1 октября вся импортируемая из Норвегии рыбная продукция была снабжена новыми экспортными сертификатами и поставлялась только с аттестованных российской ветслужбой предприятий. В первую очередь это ударит по экспорту сельди и скумбрии, промысел которых ведется в открытом море. Объем поставок этих видов рыбы в Россию из Норвегии составляет $200 млн в год.

На прошлой неделе Россельхознадзор направил в адрес посольства Норвегии в Москве официальное письмо, в котором предупредил, что с 1 октября все норвежские морепродукты, экспортируемые в Россию, должны быть снабжены новыми экспортными сертификатами. Кроме того, как говорится в письме, "поставки могут осуществляться только с предприятий, аттестованных российскими ветеринарами". Свою позицию Россельхознадзор объяснил желанием пресечь ввоз рыбы по поддельным сертификатам.

Первые проблемы с поставками рыбы из Норвегии начались в январе этого года, после того как Россельхознадзор приостановил поставки свежего лосося и форели из этой страны. Официальной причиной эмбарго стало обнаруженное в нескольких партиях этого товара превышение норм содержания тяжелых металлов. Однако и тогда, и сейчас, по мнению участников рынка, действия Россельхознадзора обусловлены политическими причинами. Отношения между Москвой и Осло обострились в конце октября 2005 года, после того как береговая охрана Норвегии задержала несколько российских траулеров в районе архипелага Шпицберген, который Осло считает своей экономической зоной. Очередное обострение отношений может серьезно ударить как по норвежскому, так и российскому рынку рыбы. Летом этого года российские ветеринары проверили норвежские предприятия и разрешили поставки с 2 из 44 хозяйств. В ближайшее время еще десять норвежских предприятий должны получить аттестаты Россельхознадзора. Тем не менее российские импортеры рыбы в панике. "Все аттестованные предприятия занимаются выращиванием только семги и форели и могут закрыть потребности нашего рынка только по этим видам, пояснили в 'Нордфиш компани'. Гораздо серьезнее ситуация со скумбрией и сельдью, которые являются промысловыми породами, и, соответственно, не понятно, кого в данном случае аттестовывать Баренцево море?" В Россельхознадзоре разъяснить свою позицию в этом вопросе отказались.

По данным участников рынка, сельдь и скумбрия из Норвегии в совокупности занимают порядка 30% российского рынка рыбы. В 2005 году из этой страны в Россию было поставлено сельди 191 тыс. тонн ($179,9 млн), скумбрии 9,7 тыс. тонн ($21 млн). Ежегодная потребность России в этих видах рыбы составляет 536 тыс. тонн сельди и 98,7 тыс. тонн скумбрии. Вчера глава министерства рыболовства Норвегии Хельга Педерсен назвала предъявленные российскими ветеринарами требования "невыполнимыми".

По прогнозам участников рынка, запрет приведет к 30-50-процентному росту цен как на саму сельдь и скумбрию, так и консервы из нее. "Сельдь и скумбрию из Норвегии на данный момент невозможно заменить, так как рыба этих пород из других стран уступает ей в размерах и качестве, говорит директор по закупкам рыбы ТД 'Оргхимэкология' Татьяна Кузьмина. Вероятнее всего, цены начнут расти уже через несколько месяцев после введения запрета, когда запасы прошлого сезона на складах импортеров подойдут к концу". С ней соглашается и коммерческий директор компании "Северный мир" Ольга Ганибалова: "Красная рыба это все же деликатесная группа, но если прекратятся поставки сельди и скумбрии, то 80-90% пресервов на рынке просто пропадут, так как они делаются именно из этой рыбы". При этом участники рынка отмечают, что за восемь месяцев, пока действовали ограничения на поставки в Россию лосося и форели, эти виды рыбы подорожали на 100%.

Коммерсантъ; 14.09.06