26.05.09

Украина. Официальные дилеры готовят «серому» рынку решающее сражение

ВААИД продолжает активную борьбу с «серым» рынком, даже в условиях сокращения продаж у самих «официалов» и огромных потерь в сегменте «серых» дилеров. Переломный момент в противостоянии произошел в 2008 году еще задолго до кризиса, когда с подачи ВААИД удалось на несколько недель сдержать сертификацию авто с рынка США. Это был своеобразный «Сталинград» для рынка. Именно в тот момент, официальные дилеры почувствовали, что рано или поздно они смогут закрыть рынок от «серых» авто и усилили работу. Сейчас при ВААИД создана рабочая группа, которая занимается разработкой нормативно-правовых документов для оптимизации таможенного оформления автомобилей и защите торговых знаков (торговых марок).

В AUTO-Consulting полагают, что в основе работы нового объединения будут заложены следующие моменты. Так, важного союзника официальный рынок получил в лице Антимонопольного Комитета, который не так давно вынес первое решение о нарушениях со стороны украинского дилера "Инфинити Центр Украина" прав международной компании "Ниссан Джидоша Кабушики Каиша" (Йокогама, Япония). Речь шла о неправомерном использовании названия «Инфинити». Фактически это первый в Украине существенный штраф, которого удалось добиться с подачи официального владельца брэнда.

В комментарии AUTO-Consulting Генеральный директор «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко отметил: Это важный прецедент для всего автомобильного бизнеса Украины. Решение АМКУ посылает четкий сигнал о недопустимости нарушения авторских прав производителя. Но это лишь первый этап работы по борьбе с неправомерным использованием нашей корпоративной символики. В дальнейшем мы планируем ввести контроль за использованием корпоративной символики наших брендов в рекламной и другой деятельности серых дилеров.

Как сообщил AUTO-Consulting оператор «серого» рынка: «Это еще не финальная точка и у юристов найдется немало вопросов к АМКУ. Кроме того, мы пока еще не видели окончательный текст решения, а как только увидим – опротестуем его.»

Вторым важным оплотом в работе ВААИД станет опора на позицию Кабмина, который уже проводил совещания и обсуждал вопросы льготного импорта для официальных дистрибьюторов «зеленый коридор» и запрет импорта другими субъектами ВЭД, кроме владельца торгового знака. В Правительстве не было принципиальных возражений против предложений Ассоциации автоимпортеров, что стало важной «победой» для «официалов».

Однако в стане «серых» дилеров активность ВААИД также не прошла не замеченной. Ассоциация торговцев транспортных средств даже распространила письмо №1405-1 в АМКУ, текстом которого располагает AUTO-Consulting, в котором призывают Комитет дать оценку действиям (далее цитата): вышеуказанному совещанию у Первого Вице-премьера Турчинова А. В. 8 мая т.г., документам и поручениям и сообщить, не являются ли действия ВААИД и Правительства противоречащими действующему законодательству Украины и ущемляющих права других субъектов хозяйствования.

В этом же письме Ассоциация фактически признает пассивность независимых операторов, а также тот факт, что за последнее время они несут постоянный урон от протекционистских действий Правительства. По словам исполнительного директора Ассоциации торговцев транспортными средствами Александра Абаринова, «серые» дилеры сейчас занимают не более 1-2 %, а товарные остатки на складах – порядка 6000 автомобилей 2008 года выпуска. Ряды независимых операторов уже поредели из-за кризиса, а если реализуются те тезисы, которые обсуждались на совещании в Кабмине, то о «сером» рынке можно будет забыть.

С другой стороны, в ВААИД прекрасно понимают, что именно сейчас, когда рынок очень «слабый» и все операторы несут «потери», самое время нанести решающий «удар» по неконсолидированному «серому» рынку.

Рабочая группа при ВААИД уже подготовила ряд поправок к законам, которые сужают сферу действий «серых» операторов, как на существующем рынке, так и в сегментах, на которых они захотят работать в ближайшее время. У ВААИД здесь есть много преимуществ, поскольку в борьбе с «серыми» дилерами она находит полную поддержку у извечных оппонентов в лице автопроизводителей, а также в государственных комитетах и ведомствах.

Что же могут противопоставить системной работе официальных импортеров «серые» операторы? Как бы они не обвиняли СМИ в заангажированности, но факты упрямая вещь: У «серого» рынка есть «иммунитет» на запретительные решения ведомств, но нет опыта системной работы с высшими институтами государства. А значит – решающее «сражение» уже близко.

AUTO-Consulting; 26.05.09