11.02.19

Xiaomi зависли на таможне

Участники рынка узнали о задержании серых поставок

По данным участников рынка, российская таможня задержала поставки в Россию смартфонов китайского бренда Xiaomi на сумму 340 млн руб. Поставщик мог занижать таможенную стоимость за счет декларирования устройств под другим брендом — производящихся в Китае российских смартфонов Inoi. Задержание крупной партии может привести к росту цен на Xiaomi в независимой региональной рознице, считают эксперты.

Московская и Санкт-Петербургская таможни в начале февраля задержали две партии смартфонов Xiaomi, которые по таможенной декларации проходили под российским брендом смартфонов Inoi, рассказал “Ъ” источник на рынке связи. Общая стоимость задержанных устройств, по его словам, составила 340 млн руб., получателем значилось ООО «РБК Девелопмент». В официальном дистрибуторе Inoi на российском рынке VVP Group “Ъ” подтвердили, что к ним поступили такие сведения, но отказались комментировать обстоятельства до конца официального расследования. Факт случившегося подтвердил также гендиректор Inoi Сергей Фомин. В пресс-службе Федеральной таможенной службы не смогли предоставить информацию. Представитель внешней пресс-службы Xiaomi сообщил, что компания не может прокомментировать этот вопрос.

По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, «РБК Девелопмент» с 2018 года завозит в Россию различную электронику, декларируя ее под другие бренды с целью снижения налоговых платежей. В частности, занижение таможенной стоимости задержанных партий Xiaomi, по его оценке, позволяло сэкономить до 60 млн руб. «Работает схема, когда поставщик связывается с китайским заводом, собирающим один или несколько различных брендов смартфонов, и просит направить одни устройства под видом других»,— поясняет источник. По данным Kartoteka.ru, «РБК Девелопмент» зарегистрирована в марте 2017 года, ее учредителем значится Николай Гавричкин. Связаться с «РБК Девелопмент» не удалось.

В число официальных дистрибуторов Xiaomi в России входят RDC Group, «Марвел-Дистрибуция», DNS и diHouse. RDC Group неизвестно о выявленных в последнее время случаях нелегального ввоза в Россию продукции Xiaomi. Директор департамента «Мобильные средства связи» «Марвел-Дистрибуции» Павел Вьюков также сообщил, что в компании не знают ни об этом, ни о «РБК Девелопмент». Однако топ-менеджер признает, что проблема серого импорта Xiaomi существовала и раньше: «В первую очередь влияет довольно большая популярность бренда, которая усугубляется доступностью товара на азиатских рынках и глобальных маркетплейсах». По оценке господина Вьюкова, сейчас в России доля серых устройств в продажах смартфонов Xiaomi составляет 30–40%.

Всего, по данным «Связного», в 2018 году на российском рынке было продано около 2,3 млн смартфонов Xiaomi на 2,6 млрд руб. Общие продажи смартфонов в 2018 году составили около 29,6 млн штук на сумму более 465 млрд руб., что превысило показатели 2017 года на 2,5% и 20% соответственно. По оценкам ритейлеров, Xiaomi занимает пятое место в штучных продажах после Samsung, Apple, Honor и Huawei.

«Подмена бренда — довольно распространенная схема, которая используется в случае параллельного импорта»,— отмечает руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper Вильгельмина Шавшина. Ситуация с задержкой партии смартфонов может квалифицироваться по статье о неуплате таможенных платежей в особо крупных размерах и грозить уголовной ответственностью до шести лет лишения свободы, а если преступление совершалось группой лиц в сговоре, то до десяти лет, уточняет она. Недостоверность декларирования квалифицируется как административное нарушение и может грозить штрафом от 50% до 200% стоимости товара, отмечает госпожа Шавшина. Если же дистрибутор к тому же не был официально уполномочен ввозить смартфоны Inoi, добавляет юрист, последняя также может заявить требование о компенсации за неправомерное использование товарного знака.

После задержания крупных партий цены на Xiaomi в региональной независимой рознице могут вырасти, так как именно такие продавцы закупали серый товар, предупреждает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сейчас разница стоимости Xiaomi в крупных сетях электроники и независимой мелкой рознице доходит до 30%, поясняет он. Если канал серого ввоза будет перекрыт, считает аналитик, крупные ритейлеры не пострадают, но продавцам, закупающим у недобросовестных дистрибуторов, придется выравнивать цены.

Коммерсантъ